Содержание и сущность публичной собственности: практика Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ
Аннотация
В статье анализируются правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации по вопросам реализации публичными образованиями публичной собственности, взаимосвязь между публичным имуществом и задачами, функциями и полномочиями органов публичной власти, о связи публичной собственности с общими интересами населения территориального публичного образования. В статье рассматриваются основания правовой позиции судов о признании специальной правоспособности органов публичной власти в отношениях собственности.
Тип | Статья |
Издание | Администратор суда № 01/2022 |
Страницы | 42-46 |
DOI | 10.18572/2072-3636-2022-1-42-46 |
Производство по десяткам тысяч дел в отношении публичного имущества ежегодно возбуждается в российских судах. Системные знания о правовой природе публичной собственности, ее особенностях и взаимосвязи с правосубъектностью органов публичной власти и их полномочиями важны при их рассмотрении. В настоящей статье затронуты только некоторые узловые вопросы в рамках этой системы: сущность и признаки понятия, взаимосвязь со спецификой органов власти. Понятие публичной собственности стало использоваться в актах высших судов России сравнительно недавно: в актах Конституционного Суда Российской Федерации (далее — КС РФ) с 2001-го, а Верховного Суда Российской Федерации (далее — ВС РФ) с 2015 г. До этого акты транслировали понятия законодательства: «форма собственности», «собственность соответствующего публично-правового образования» и др. В Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ) государственная и муниципальная собственность названы самостоятельными формами собственности (ст. 8). В отечественные федеральные законы не включается понятие «публичная собственность», для сравнения, в Германии оно используется в законах с конца XIX в. Полагаем, это связано с незавершенностью формирования теории публичной собственности, для которой необходимо осмысление правовой природы собственности государства (федерации и субъектов федерации) и муниципальных образований. Поэтому представляется новаторским подход КС РФ, который отметил, что публичная собственность обозначает ситуацию нахождения вещи в государственной или муниципальной собственности. Ранее эти виды собственности квалифицировались им как «уровни собственности». КС РФ выразил подход о близости правовой природы видов публичной собственности в правовой позиции: муниципальная собственность как форма собственности имеет публично-правовую природу, в силу этой природы в отличие от частной собственности муниципальная собственность «следует общим интересам и связана с осуществлением задач и функций публичной власти». Последние два признака характерны для государственной собственности. Это означает, что в собственности публичного образования может находиться только то имущество, которое необходимо для реализации его публичных функций и полномочий по предметам ведения публичного образования. Публичная собственность — экономическая основа деятельности органов публичной власти. Поэтому к содержанию понятия «публичная собственность» необходимо отнести признаки: все виды публичной собственности имеют целевую направленность использования объектов права собственности, собственниками являются публично-правовые образования, обладающие властными полномочиями. С философских позиций эти собственники через отношения публичной собственности осуществляют властный способ присвоения вещей внешнего мира в интересах населения, т.е. присвоение носит публичный характер.
Необходимо отметить, что в понятии «собственность» КС РФ выделил конституционно-правовой смысл, который означает, что суд придерживается «широкого понимания права собственности», т.е. охватывает в этом понятии вещи и права требования и в конституционно-правовое понимание имущества включает ожидания. Такой широкий подход к понятию близок к практике Европейского суда по правам человека.