Китайская концепция киберсуверенитета и ее значение для правового регулирования искусственного интеллекта и обеспечения информационно-психологической безопасности в условиях защиты конкуренции
Аннотация
В статье автор анализирует механизмы достижения Китайской Народной Республикой киберсуверенитета через призму оказания влияния этой политики на состояние конкуренции на информационных и цифровых товарных рынках, а также соотношения правового и экономического эффекта от такой политики с политикой протекционизма. Автор полагает, что политика, проводимая Китаем в отношении создания суверенного Интернета, может быть применима и другими развивающимися государствами как для целей обеспечения их информационной независимости и безопасности, так и для целей создания условий для появления в таких государствах конкурирующих с мировыми гигантами информационно-технологической индустрии компаний.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Предпринимательское право № 03/2024 |
Страницы | 17-26 |
DOI | 10.18572/1999-4788-2024-3-17-26 |
Использование цифровых технологий значительно влияет на изменение общественных отношений в различных сферах деятельности в информационном обществе, что детерминирует трансформацию сложившихся фундаментальных правовых категорий, институтов и теоретико-методологических основ права в целом и информационного права в частности. Появление систем искусственного интеллекта, робототехники, нейросетей и других технологий кардинально меняет представления о возможностях правового регулирования новых отношений. При этом очевидно, что необходимо комплексное регулирование, учитывающее технические, правовые и этические аспекты, связанные с разработкой и применением систем искусственного интеллекта, робототехники, других инновационных технологий.
С развитием технологий и разрастанием сетей связи выросло значение обеспечения безопасности в цифровом пространстве. Вопрос обеспечения безопасности (в том числе кибербезопасности, цифровой безопасности) приобретает все большее значение в связи с растущим влиянием компьютерных систем и Интернета на все сферы жизни, развитием беспроводных сетей, систем искусственного интеллекта. При очевидных преимуществах цифровых технологий их повсеместное внедрение может стать причиной проблем и недостатков. В данном контексте важно обращаться к опыту государств Азии, которые на пути правовой регламентации вопросов цифровой безопасности, кибербезопасности достигли существенных успехов.
Киберсуверенитет — это понятие, отличное от более привычного термина «кибербезопасность», который касается защиты инфраструктуры и процессов, связанных с Интернетом, хотя киберсуверенитет связан с информацией и контентом, которые производятся и обращаются в сети Интернет.
Концепция киберсуверенитета Китая основана на двух ключевых принципах: во-первых, необходимо запретить нежелательное влияние в «информационном пространстве» страны. По сути, это позволит странам не допустить, чтобы их граждане подвергались воздействию идей и мнений, которые режим считает вредными. Другой ключевой принцип заключается в том, чтобы передать управление Интернетом от компаний и частных лиц международному органу, такому как ООН.
Истоки появления самой концепции киберсуверенитета следует искать в истории развития Интернета как такового.