Дата публикации: 12.09.2024

Китайская концепция киберсуверенитета и ее значение для правового регулирования искусственного интеллекта и обеспечения информационно-психологической безопасности в условиях защиты конкуренции

Аннотация

В статье автор анализирует механизмы достижения Китайской Народной Республикой киберсуверенитета через призму оказания влияния этой политики на состояние конкуренции на информационных и цифровых товарных рынках, а также соотношения правового и экономического эффекта от такой политики с политикой протекционизма. Автор полагает, что политика, проводимая Китаем в отношении создания суверенного Интернета, может быть применима и другими развивающимися государствами как для целей обеспечения их информационной независимости и безопасности, так и для целей создания условий для появления в таких государствах конкурирующих с мировыми гигантами информационно-технологической индустрии компаний.




Использование цифровых технологий значительно влияет на изменение общественных отношений в различных сферах деятельности в информационном обществе, что детерминирует трансформацию сложившихся фундаментальных правовых категорий, институтов и теоретико-методологических основ права в целом и информационного права в частности. Появление систем искусственного интеллекта, робототехники, нейросетей и других технологий кардинально меняет представления о возможностях правового регулирования новых отношений. При этом очевидно, что необходимо комплексное регулирование, учитывающее технические, правовые и этические аспекты, связанные с разработкой и применением систем искусственного интеллекта, робототехники, других инновационных технологий.

С развитием технологий и разрастанием сетей связи выросло значение обеспечения безопасности в цифровом пространстве. Вопрос обеспечения безопасности (в том числе кибербезопасности, цифровой безопасности) приобретает все большее значение в связи с растущим влиянием компьютерных систем и Интернета на все сферы жизни, развитием беспроводных сетей, систем искусственного интеллекта. При очевидных преимуществах цифровых технологий их повсеместное внедрение может стать причиной проблем и недостатков. В данном контексте важно обращаться к опыту государств Азии, которые на пути правовой регламентации вопросов цифровой безопасности, кибербезопасности достигли существенных успехов.

Киберсуверенитет — это понятие, отличное от более привычного термина «кибербезопасность», который касается защиты инфраструктуры и процессов, связанных с Интернетом, хотя киберсуверенитет связан с информацией и контентом, которые производятся и обращаются в сети Интернет.

Концепция киберсуверенитета Китая основана на двух ключевых принципах: во-первых, необходимо запретить нежелательное влияние в «информационном пространстве» страны. По сути, это позволит странам не допустить, чтобы их граждане подвергались воздействию идей и мнений, которые режим считает вредными. Другой ключевой принцип заключается в том, чтобы передать управление Интернетом от компаний и частных лиц международному органу, такому как ООН.

Истоки появления самой концепции киберсуверенитета следует искать в истории развития Интернета как такового.

Список литературы

1. Creemers, R. China`s Conception of Cyber Sovereignty: Rhetoric and Realization / R. Creemers // Governing Cyberspace: Behavior, Power and Diplomacy / eds. by D. Broeders, B. Berg. London, England : Rowman & Littlefield, 2020. P. 107–145.
2. Jiang, M. Authoritarian Informationalism: China’s Approach to Internet Sovereignty / M. Jiang // SAIS Review of International Affairs. 2010. Vol. 30. Iss. 2. P. 71–89.
3. Negro, G. The internet in China: From infrastructure to a Nascent Civil Society / G. Negro. Gham, Switzerland : Springer International Publishing AG, 2017. 247 p.

Остальные статьи