Дата публикации: 12.09.2024

Женское предпринимательство в фокусе российских и зарубежных эмпирических исследований

Аннотация

В статье освещаются российские и зарубежные прикладные исследования женского предпринимательства. На основе их результатов предлагаются направления развития женского бизнеса. Делается вывод о том, что собранный материал может стать эмпирической основой для доктринальных разработок, а также выводов и предложений по выстраиванию государственной политики в рассматриваемой сфере общественных отношений.




Женское предпринимательство относится к числу явлений, интерес к которым растет с каждым годом. И это объективно, поскольку в России, как и во всем мире, женщины все активнее входят в бизнес, наравне конкурируя с мужчинами. Объяснимо, что феномен «женский бизнес» все чаще становится предметом научных и прикладных изысканий. Не преследуя цели полной инвентаризации последних, обратим внимание на эмпирические исследования, результаты которых, по нашему мнению, представляют значительный интерес.

Статистические данные, отражающие картину женского предпринимательства в России и зарубежных странах, можно подчерпнуть из различного рода социологических исследований, проведенных методами анкетирования, интервьюирования и пр.

Так, в 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) совместно с Медиапроектом Digital Зеркало провел опрос по интересующей нас проблематике.

Бо́льшая часть (66%) респондентов оценила шансы на успех в бизнесе мужчин и женщин как равные, при этом в равных гендерных возможностях больше уверены мужчины (70%), нежели представители слабого пола (62%). Полагают, что шансов больше у женщин, лишь 5% россиян, тогда как каждый четвертый из опрошенных (25%) считает, что удача на стороне мужчин. Настораживает, что о гендерном неравенстве в бизнесе чаще (36%) заявляет молодое поколение (до 25 лет).

Больша́я часть опрошенных (48%) предлагает дифференцировать сферы деятельности на «мужские» и «женские», выделяя среди последних бьюти-индустрию (32%), торговлю (12%), образование, воспитание, бытовые услуги, сферу обслуживания, индустрию моды (по 7%), медицину и общепит (по 5%). Таким образом, говорят эксперты ВЦИОМ, «на сферу предпринимательства переносятся традиционные женские роли», что подтверждает наличие стереотипного социального восприятия женщины. В качестве некой тенденции можно отметить — около половины (48%) опрошенных в возрасте до 25 лет не видят отраслевой специфики женского предпринимательства (среди общей массы опрошенных это значение составляет 38%).

Список литературы

1. Ершова И.В. Феномен женского предпринимательства: от признания к правовому регулированию / И.В. Ершова // Предпринимательское право. 2023. № 3. С. 11–18.
2. Yadav, V. Women Entrepreneurship: Research Review and Future Directions / V. Yadav, J. Unni // Journal of Global Entrepreneurship Research. 2016. Vol. 6. Iss. 12. URL: <a href="https://doi.org/10.1186/s40497-016-0055-x." target="_blank">https://doi.org/10.1186/s40497-016-0055-x.</a>

Остальные статьи