Женское предпринимательство в фокусе российских и зарубежных эмпирических исследований
Аннотация
В статье освещаются российские и зарубежные прикладные исследования женского предпринимательства. На основе их результатов предлагаются направления развития женского бизнеса. Делается вывод о том, что собранный материал может стать эмпирической основой для доктринальных разработок, а также выводов и предложений по выстраиванию государственной политики в рассматриваемой сфере общественных отношений.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Предпринимательское право № 03/2024 |
Страницы | 2-7 |
DOI | 10.18572/1999-4788-2024-3-2-7 |
Женское предпринимательство относится к числу явлений, интерес к которым растет с каждым годом. И это объективно, поскольку в России, как и во всем мире, женщины все активнее входят в бизнес, наравне конкурируя с мужчинами. Объяснимо, что феномен «женский бизнес» все чаще становится предметом научных и прикладных изысканий. Не преследуя цели полной инвентаризации последних, обратим внимание на эмпирические исследования, результаты которых, по нашему мнению, представляют значительный интерес.
Статистические данные, отражающие картину женского предпринимательства в России и зарубежных странах, можно подчерпнуть из различного рода социологических исследований, проведенных методами анкетирования, интервьюирования и пр.
Так, в 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) совместно с Медиапроектом Digital Зеркало провел опрос по интересующей нас проблематике.
Бо́льшая часть (66%) респондентов оценила шансы на успех в бизнесе мужчин и женщин как равные, при этом в равных гендерных возможностях больше уверены мужчины (70%), нежели представители слабого пола (62%). Полагают, что шансов больше у женщин, лишь 5% россиян, тогда как каждый четвертый из опрошенных (25%) считает, что удача на стороне мужчин. Настораживает, что о гендерном неравенстве в бизнесе чаще (36%) заявляет молодое поколение (до 25 лет).
Больша́я часть опрошенных (48%) предлагает дифференцировать сферы деятельности на «мужские» и «женские», выделяя среди последних бьюти-индустрию (32%), торговлю (12%), образование, воспитание, бытовые услуги, сферу обслуживания, индустрию моды (по 7%), медицину и общепит (по 5%). Таким образом, говорят эксперты ВЦИОМ, «на сферу предпринимательства переносятся традиционные женские роли», что подтверждает наличие стереотипного социального восприятия женщины. В качестве некой тенденции можно отметить — около половины (48%) опрошенных в возрасте до 25 лет не видят отраслевой специфики женского предпринимательства (среди общей массы опрошенных это значение составляет 38%).