Развитие общего финансового рынка ЕАЭС: правовые аспекты
Аннотация
В статье рассмотрены некоторые направления развития общего финансового рынка ЕАЭС: расширение перечня стран, участвующих в формировании общего финансового рынка; углубление интеграции в тех секторах и по тем направлениям, в которых она уже осуществляется; включение новых секторов в процесс формирования общего финансового рынка. Обосновывается, что еще одним сектором общего финансового рынка ЕАЭС (наравне с банковским, страховым и рынком ценных бумаг) должен стать в перспективе рынок цифровых финансовых активов и цифровых валют.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 10/2024 |
Страницы | 26-29 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2024-10-26-29 |
Сфера финансового рынка является одним из немногих направлений экономической интеграции в ЕАЭС, относительно которого непосредственно в Договоре о ЕАЭС установлен порядок и сроки перехода к осуществлению согласованной политики. К 2025 г. государства должны осуществить гармонизацию национального законодательства в сфере финансового рынка в соответствии с Договором о ЕАЭС (ст.103) и Протоколом по финансовым услугам (Приложение № 17 к Договору о ЕАЭС).
В развитие положений Договора Высший совет ЕАЭС утвердил в 2019 г. Концепцию формирования общего финансового рынка ЕАЭС (далее – Концепция). Общий финансовый рынок должен объединить три сектора: банковский, страховой и рынок ценных бумаг, и предполагает трехуровневую систему правового регулирования:
1) международные договоры государств – членов ЕАЭС, которые определят обязательства, принимаемые на себя государствами в целях формирования общего финансового рынка;
2) национальные законодательные акты, которые должны содержать гармонизированные требования к регулированию и надзору на финансовом рынке;
3) акты органов регулирования, которые также можно будет подразделить на акты органов общей компетенции (акты органов ЕАЭС, принимаемые в пределах компетенции, установленной международными договорами) и акты органов специальной компетенции (акты национальных регуляторов и акты наднационального регулятора, образование которого также предполагается Концепцией).