Информационные системы налоговых органов как инструмент предупреждения и разрешения налоговых споров
Аннотация
В статье раскрываются этапы цифровой трансформации налоговых органов Российской Федерации. Указываются ключевые направления развития информационных инструментов налоговых органов в области налогового мониторинга и досудебного предупреждения и урегулирования налоговых споров. Анализируется внутренняя структура центральной автоматизированной информационной системы налоговых органов — АИС «Налог-3» и одной из ее прикладных подсистем — информационного ресурса «Налоговые споры». Представлен анализ указанного информационного ресурса с точки зрения функциональных возможностей его использования при построении выборок массивов данных для выявления причин возникновения налоговых споров и формирования на их основе мер по их устранению. Указаны потенциальные направления дальнейшей модернизации информационного ресурса «Налоговые споры».
Ключевые слова
- налоговый спор
- цифровая трансформация органов государственной власти
- предупреждение налоговых споров
- трансформация налоговых органов
- досудебное урегулирование налоговых споров
- налоговый мониторинг
- автоматизированная информационная система «Налог-3»
- информационный ресурс «Налоговые споры»
- прикладная подсистема
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 10/2024 |
Страницы | 16-21 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2024-10-16-21 |
Информационные системы (информационные технологии) являются неотьемлемой частью современного общества, проникая во все сферы и обуславливая пути его трансформации. При этом сфера государственного управления в целом и налоговая, в частности, находятся в фокусе цифрового воздействия.
Более того, именно налоговая система уже более 20 лет остается в авангарде процесса создания и применения цифровых технологий, что обуславливает не только повышенный интерес к новым цифровым сервисам, но и повышенный уровень ответственности к качеству и управлению ими, поскольку только их «идеальное» функционирование позволяет обеспечить соблюдение баланса публичных и частных интересов в сфере налогообложения как фундаментальной функции налоговых органов. Соотношение публичных и частных начал в налоговой сфере отражает тонкую грань между их балансом и конфликтом, тем самым либо предупреждая, либо провоцируя налоговые споры.
Отметим, что на теоретическом уровне теме налогового спора и его конфликтной природе уделяли внимание такие ученые, как Кучеров И.И., Овсянников С.В., Орахешвили Д.Б., Саркисов А.К., Аракелова М.В. Не останавливая свое внимание на понятии налогового спора и его негативных последствиях, в целях нашего исследования в качестве базовых, отправных идей отметим, что в основании спорного налогового правоотношения всегда заложена конфликтная ситуация, развитие которой в форме налогового спора приводит (может привести) к рискам возникновения налоговых правонарушений, утрате взаимного доверия, негативным финансовым и связанным с ними операционным последствиям для налогоплательщика, к снижению объемов поступления налоговых доходов в бюджетную систему РФ с последующей невозможностью выполнения социальных функций и угрозой потери национального суверенитета. Таким образом, государство в своих базовых идеях заинтересовано в создании и развитии такой системы правовых инструментов, которые максимально эффективно нивелировали бы риски возникновения конфликтных ситуаций либо при возникновении таковых способствовали минимизации их негативных последствий.
Фокусированию внимания на данных инструментах предшествует ряд тенденций, которые предопределили их формирование и развитие. Прежде всего речь идет о глобальной цифровой трансформации системы органов государственной власти, изменении императивной модели взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков в сторону встречного повышения доверия и открытости, изменении парадигмы налогового контроля – от последующего контроля, имеющего как правило штрафные последствия, на предварительный, направленный на недопущение совершения правонарушения, оптимизацию способов, форм урегулирования неизбежных налоговых споров посредством совершенствования правовых механизмов конфликтных ситуаций и т.д.
Одним из таких механизмов, показавших свою высокую эффективность, выступает система по досудебному урегулированию налоговых споров, которая позволяет нивелировать конфликт публичного и частного в налоговых правоотношениях. Вместе с тем расширение границ налоговых правоотношений требует и закономерного развития, и совершенствования указанной системы, трансформируя «глубину» конфликтного налогового правоотношения с уровня разрешения конфликтной ситуации на уровень предконфликтной ситуации. Указанная тенденция отражает транзит в развитии инструментов досудебного урегулирования от классических – рассмотрения жалобы сотрудниками налоговых органов, до инструментов нового типа – создания системы предупреждения конфликтов.