Дата публикации: 19.09.2024

Семья в конституционно-правовом регулировании Кыргызской Республики и некоторых стран СНГ

Аннотация

Статья посвящена сравнительно-правовому исследованию закрепления института семьи и семейных ценностей в конституционной материи государств — членов Содружества Независимых Государств. В ходе исследования автор пришел к выводу о том, что в основных законах большинства государств — членов СНГ обнаруживаются нормы и положения о приоритетной защите интересов семьи. При этом в основных законах одних стран подробно закреплены приоритеты государства в отношении одной из фундаментальных конституционных ценностей, в других — национальный законодатель ограничился несколькими ключевыми положениями. Конституционные положения определяют ориентиры для текущего законодательства и основные приоритеты семейной политики государства, что, безусловно, положительно скажется на всей правоприменительной и правореализационной практике. Автором отмечаются особенности конституций некоторых стран, а также предлагаются рекомендации по совершенствованию национального семейного законодательства.




В семье как первичной ячейке общества формируется личность, которая затем становится членом общества и, вступая в различные общественные отношения, участвует в функционировании государства. В связи с этим очевидной становится необходимость создания благоприятных социально-экономических, политико-правовых и духовно-нравственных условий для безопасного существования семьи, членов семьи, поскольку от этого зависит то, какими человеческими ресурсами будет пополняться общество, которому предстоит строить государство, формировать государственные институты, гражданское общество. В семье закладывается фундамент будущего общества, и от того, в каких условиях проживают граждане страны, растут маленькие граждане, зависит формирование их общей культуры, жизненной позиции, правосознания и правовой культуры.

Правовые основы семейной политики закладываются в конституциях государств. Как верно отмечает известный российский ученый Т.Я. Хабриева, большинство конституций любой идеологической направленности фиксируют «еще две непреходящие ценности — семью и социальную справедливость». Как правило, это закрепление в конституционной ткани положений об охране и защите семьи, материнства, детства и отцовства, что имеет место в большинстве конституций современных государств.

В условиях трансформационных процессов, затрагивающих все сферы человеческой деятельности, что наблюдается во многих государствах постсоветского пространства, в том числе и в Кыргызской Республике (далее — также КР), вопросы семейной политики становятся крайне актуальными и злободневными. «Для государств Содружества (СНГ) важной задачей является выработка эффективных организационно-правовых, экономических и информационно-просветительских мер по формированию благоприятных условий для создания семьи, охраны здоровья матери и ребенка, развития института усыновления, поддержки молодых родителей, заботы о старших поколениях», — было отмечено в докладе МИД РФ «О поощрении и защите семейных ценностей на пространстве СНГ».

В Кыргызской Республике, перенесшей неоднократные политические и, как следствие, социальные катаклизмы в период суверенного развития: в 2005, 2010, 2020 гг., вопросы социальной политики государства, семейной политики в частности, являются весьма важными и актуальными. В связи с этим на самом высоком уровне — в Конституции КР — заложены ориентиры семейной политики государства, более того, последняя конституционная реформа усилила социальную составляющую внутренней политики государства, в том числе и семейную, расширив социальные гарантии прав и свобод человека. Так, была введена отдельная самостоятельная глава «Социально-экономические основы конституционного строя», что предполагает придание особого внимания социальному блоку государственно-правовых отношений. В ст. 20 данной главы закреплены положения, направленные на защиту и охрану института семьи. Кыргызстанский законодатель ясно и четко определил важность института семьи положением о том, что семья — основа общества. Безусловно, это утверждение является аксиомой, но отражение его в тексте Основного закона демонстрирует государственные приоритеты в социальной политике государства.

Практически во всех странах СНГ имеются аналогичные положения, закрепляющие особую защиту семьи государством. Так, согласно ч. 1 ст. 76 Конституции Республики Узбекистан, «Семья является основной ячейкой общества и находится под охраной общества и государства». Согласно ч. 1 ст. 33 Конституции Таджикистана, «Семья как основа общества находится под защитой государства». В Конституции Республики Армения семья обозначена как естественная и базовая ячейка общества. В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции Республики Азербайджан семья как основная ячейка общества находится под особой опекой государства. В ст. 32 Конституции Беларуси, в ст. 27 Конституции Казахстана, в ст. 38 Конституции России, в ст. 40 Конституции Туркменистана, в ст. 51 Конституции Украины семья провозглашается под защитой государства.

Список литературы

1. Атабекова Н.К. Конституционно-правовая регламентация института семьи: сравнительно-правовое исследование / Н.К. Атабекова, Э.К. Болотбекова, А.А. Урисбаева // Образование и право. 2021. № 6. С. 105–112.
2. Дадабоева Ж. Конституционно-правовые основы семьи / Ж. Дадабоева // Вестник Ошского государственного университета. Право. 2023. № 1 (2). С. 38–42.
3. Муратбекова С.М. Государственная семейная политика в КР: правовые проблемы и пути их решения / С.М. Муратбекова // International Scientific Review. 2016. № 5 (15). С. 80–83.
4. Муратбекова С.М. Основные направления государственной семейной политики Кыргызской Республики и пути их реализации / С.М. Муратбекова // Вестник Казахского национального университета. Алматы, 2011. URL: <a href="https://otherreferats.allbest.ru/law/00895044.html" target="_blank">https://otherreferats.allbest.ru/law/00895044.html</a>
5. Нарутто С.В. Семья как конституционная ценность / С.В. Нарутто // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 5 (78). С. 21–30.
6. Хабриева Т.Я. Конституционная реформа в России в координатах универсального и национального / Т.Я. Хабриева // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2021. Т. 17. № 1. С. 6–12.

Остальные статьи