Семья в конституционно-правовом регулировании Кыргызской Республики и некоторых стран СНГ
Аннотация
Статья посвящена сравнительно-правовому исследованию закрепления института семьи и семейных ценностей в конституционной материи государств — членов Содружества Независимых Государств. В ходе исследования автор пришел к выводу о том, что в основных законах большинства государств — членов СНГ обнаруживаются нормы и положения о приоритетной защите интересов семьи. При этом в основных законах одних стран подробно закреплены приоритеты государства в отношении одной из фундаментальных конституционных ценностей, в других — национальный законодатель ограничился несколькими ключевыми положениями. Конституционные положения определяют ориентиры для текущего законодательства и основные приоритеты семейной политики государства, что, безусловно, положительно скажется на всей правоприменительной и правореализационной практике. Автором отмечаются особенности конституций некоторых стран, а также предлагаются рекомендации по совершенствованию национального семейного законодательства.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 09/2024 |
Страницы | 58-63 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2024-9-58-63 |
В семье как первичной ячейке общества формируется личность, которая затем становится членом общества и, вступая в различные общественные отношения, участвует в функционировании государства. В связи с этим очевидной становится необходимость создания благоприятных социально-экономических, политико-правовых и духовно-нравственных условий для безопасного существования семьи, членов семьи, поскольку от этого зависит то, какими человеческими ресурсами будет пополняться общество, которому предстоит строить государство, формировать государственные институты, гражданское общество. В семье закладывается фундамент будущего общества, и от того, в каких условиях проживают граждане страны, растут маленькие граждане, зависит формирование их общей культуры, жизненной позиции, правосознания и правовой культуры.
Правовые основы семейной политики закладываются в конституциях государств. Как верно отмечает известный российский ученый Т.Я. Хабриева, большинство конституций любой идеологической направленности фиксируют «еще две непреходящие ценности — семью и социальную справедливость». Как правило, это закрепление в конституционной ткани положений об охране и защите семьи, материнства, детства и отцовства, что имеет место в большинстве конституций современных государств.
В условиях трансформационных процессов, затрагивающих все сферы человеческой деятельности, что наблюдается во многих государствах постсоветского пространства, в том числе и в Кыргызской Республике (далее — также КР), вопросы семейной политики становятся крайне актуальными и злободневными. «Для государств Содружества (СНГ) важной задачей является выработка эффективных организационно-правовых, экономических и информационно-просветительских мер по формированию благоприятных условий для создания семьи, охраны здоровья матери и ребенка, развития института усыновления, поддержки молодых родителей, заботы о старших поколениях», — было отмечено в докладе МИД РФ «О поощрении и защите семейных ценностей на пространстве СНГ».
В Кыргызской Республике, перенесшей неоднократные политические и, как следствие, социальные катаклизмы в период суверенного развития: в 2005, 2010, 2020 гг., вопросы социальной политики государства, семейной политики в частности, являются весьма важными и актуальными. В связи с этим на самом высоком уровне — в Конституции КР — заложены ориентиры семейной политики государства, более того, последняя конституционная реформа усилила социальную составляющую внутренней политики государства, в том числе и семейную, расширив социальные гарантии прав и свобод человека. Так, была введена отдельная самостоятельная глава «Социально-экономические основы конституционного строя», что предполагает придание особого внимания социальному блоку государственно-правовых отношений. В ст. 20 данной главы закреплены положения, направленные на защиту и охрану института семьи. Кыргызстанский законодатель ясно и четко определил важность института семьи положением о том, что семья — основа общества. Безусловно, это утверждение является аксиомой, но отражение его в тексте Основного закона демонстрирует государственные приоритеты в социальной политике государства.
Практически во всех странах СНГ имеются аналогичные положения, закрепляющие особую защиту семьи государством. Так, согласно ч. 1 ст. 76 Конституции Республики Узбекистан, «Семья является основной ячейкой общества и находится под охраной общества и государства». Согласно ч. 1 ст. 33 Конституции Таджикистана, «Семья как основа общества находится под защитой государства». В Конституции Республики Армения семья обозначена как естественная и базовая ячейка общества. В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции Республики Азербайджан семья как основная ячейка общества находится под особой опекой государства. В ст. 32 Конституции Беларуси, в ст. 27 Конституции Казахстана, в ст. 38 Конституции России, в ст. 40 Конституции Туркменистана, в ст. 51 Конституции Украины семья провозглашается под защитой государства.