Ментальные права: конституционное содержание и допустимость ограничений
Аннотация
В рамках данной статьи была предпринята попытка комплексного анализа свобод, которые гарантируются ст. 29 Конституции Российской Федерации, поскольку, по мнению автора, они не только тесно связаны между собой, но и зачастую находятся в неразрывном единстве.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 09/2024 |
Страницы | 45-53 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2024-9-45-53 |
Почему ментальные?
Согласно словарям, слово «ментальный» обозначает связанный с разумом, с умственными способностями, умственной деятельностью. В данной работе понятие «ментальные права» обозначает совокупность свобод, гарантированных Конституцией РФ, которые обусловлены в конечном итоге способностью мыслить.
В узком смысле этого слова к ментальным правам можно отнести только свободу мысли, закрепленную в ст. 29 Конституции РФ, но в таком случае сразу же возникает вопрос: зачем закреплять данное право, учитывая, что оно является, во-первых, самоисполнимым, а во-вторых, не поддающимся прямому ограничению?
Статья 29 гарантирует: а) свободу мысли, б) свободу слова, в) свободу мнений и убеждений, в) свободу информации. Причем первые две свободы названы одной строкой с использованием соединительного союза «и» — свобода мысли и слова. По сути, речь здесь идет о свободе высказывать собственные мысли.
Некоторые авторы приходят к выводу, что «разделить понятия “свобода мысли” и “свобода слова” оказывается невозможным, ведь они представляют звенья одного процесса — мыслительного. Слово идет вслед за мыслью, представляя собой конечный итоговый результат». Свобода слова при таком подходе рассматривается как «внешний» аспект свободы мысли. По нашему мнению, следует отличать свободу мысли от свободы выражения мысли: можно запретить человеку что-то говорить, но нельзя запретить думать определенным образом, «держа фигу в кармане». Однако следует согласиться с тем, что свобода слова в отрыве от свободы мысли пуста, а свобода мысли без свободы слова бесплодна и не имеет социальной ценности.