Делегирование полномочий (деволюция) как форма децентрализации публичной власти и опыт ее реализации в Великобритании
Аннотация
В статье анализируются значение и соотношение понятий «делегирование полномочий», «наделение полномочиями», «передача полномочий» и «деволюция» в научной доктрине и законодательстве. Делается вывод о синонимичности указанных терминов как форм децентрализации власти. Изучен опыт деволюции в Великобритании.
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 09/2024 |
Страницы | 41-44 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2024-9-41-44 |
В отечественном законодательстве и научной литературе используются различные термины применительно к исследуемому правовому явлению: делегирование, деволюция, передача и наделение полномочиями.
Согласно ч. 2 ст. 132 Конституции 1993 г., органы местного самоуправления могут быть наделены государственными полномочиями на основании законов. Аналогичный термин содержится и в законодательстве (в частности, в Законе Тверской области от 28 декабря 2022 г. № 97-ЗО «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных образований Тверской области полномочиями по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена»).
Примером употребления понятия «передача полномочий» могут служить ч. 2 и 3 ст. 78 Конституции РФ, в соответствии с которыми федеральные и региональные исполнительные органы на основании соглашения могут передавать друг другу осуществление части своей компетенции.
О делегировании полномочий речь идет, в частности, в Письме Минобразования РФ от 28 марта 2001 г. № 24-51-15ин/10 «О делегировании государственным органам управления образованием субъектов РФ полномочий по контролю за соблюдением лицензиатами, находящимися на их территории и имеющими лицензию Министерства образования РФ, лицензионных требований и условий» и Законе Ярославской области от 13 июня 2006 г. № 30-з «О государственной регистрации актов гражданского состояния на территории Ярославской области».
Вследствие этого нельзя согласиться с позицией, согласно которой понятие «делегирование» является в большей степени доктринальным, чем нормативным, а уровень его легального употребления — исключительно ведомственный.