Дата публикации: 19.09.2024

Незашоренные размышления в связи с внесением 22 мая 2024 г. в Государственную Думу проекта федерального конституционного закона «О Конституционном Собрании»

Аннотация

В предлагаемой статье в порядке дискуссии затрагиваются различные как научные и правовые, так и прикладные и политические аспекты проблемы законодательного регулирования созыва Конституционного Собрания как последнего из прописанных в Конституции, но еще не задействованного конституционного органа, обладающего исключительными полномочиями решать вопрос о сохранении неизменности действующей Конституции, разработке проекта новой Конституции и ее принятии либо его вынесения на всенародное голосование. Рассматриваются значимость и статус данного органа, предлагается исторический экскурс — предыдущие попытки принятия закона, обосновывается стратегический характер Конституционного Собрания, проблема выборов его членов и всенародного голосования по проекту новой Конституции, анализируется соотношение Конституционного Собрания и Государственной Думы, вносится предложение, в каком ключе провести обновление Конституции 1993 г., даются конкретные замечания к законопроекту, внесенному 22 мая 2024 г. в Госдуму, поднимается вопрос о возможностях интеграционного формата в деятельности данного органа. Статья ориентирована на продолжение дискуссии по данному вопросу в научном и практическом планах.




…Вновь задуматься об актуальнейших вопросах нашего дальнейшего пути к конституционализму меня подвигло недавнее внесение в Государственную Думу 30 депутатами палаты проекта федерального конституционного закона «О Конституционном Собрании».

В условиях текущих реалий стоит с особым вниманием взглянуть на предусмотренный ст. 135 Конституции РФ последний из прописанных в ней, но еще не задействованный конституционный орган. На задачи, возможности и перспективы, которые открываются в связи с законодательным определением порядка созыва и формирования Конституционного Собрания и принятия им решений.

Значимость вопроса

Сразу отмечу, что поспешный необоснованный пересмотр принципов конституционного строя, глав 1 и 2 Конституции Российской Федерации может перечеркнуть тот огромный потенциал для общественного и государственного развития России, который заложен в конституционных статьях с 1-й по 64-ю. И напротив, привести к закреплению в Основном законе политически мотивированных отклонений от правового конституционного строя как общественного идеала, к которому мы стремимся.

Чтобы подобного не произошло, уполномоченный принять новую Конституцию орган призван безукоризненно соответствовать таким высоким принципам, как конституционность и законность его полномочий; легитимность, демократичность и представительность созыва и деятельности; нравственность развития принципов государственного устройства России; компетентность и работоспособность; а также независимость и конструктивность во взаимодействии с органами государственной власти и институтами гражданского общества.

Список литературы

1. Авакьян С.А. Федеральное Собрание — парламент России / С.А. Авакьян. Москва : Российский Юридический Издательский Дом, 1999. 432 с.
2. Добрынин Н.М. Основы конституционного (государственного) права Российской Федерации: 100 вопросов и ответов. Современная версия новейшей истории государства. Практическое руководство / Н.М. Добрынин. 5-е изд., перераб. и доп. Новосибирск : Наука, 2018. 81
3. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под редакцией В.Д. Зорькина. 3-е изд., пересмотр. Москва : Норма: ИНФРА-М, 2013. 1040 с.
4. Кутафин О.Е. Российский конституционализм / О.Е. Кутафин. Москва : Норма, 2008. 544 с.
5. Румянцев О.Г. Эскиз концепции обновления Конституции Российской Федерации — России // Румянцев О.Г. О конституционном развитии России. Избранное. В 3 томах. Т. 3. Эволюция российского конституционализма. Москва : Инфотропик Медиа, 2024. С. 332–365.
6. Румянцев О.Г. 20-летие Конституции Российской Федерации: уроки истории, перспективы развития / О.Г. Румянцев // Журнал конституционного правосудия. 2014. № 2 (38). С. 14–21.
7. Румянцев О.Г. Инициативные проекты новых глав Конституции Российской Федерации // Румянцев О.Г. О конституционном развитии России. Избранное. В 3 томах. Т. 3. Эволюция российского конституционализма. Москва : Инфотропик Медиа, 2024. С. 226–243.
8. Румянцев О.Г. Конституционализм в России: от особых режимов управления к конституционной нормальности // Румянцев О.Г. О конституционном развитии России. Избранное. В 3 томах. Т. 3. Эволюция российского конституционализма. Москва : Инфотропик Медиа, 2024.
9. Румянцев О.Г. Конституционное Собрание — шаг к справедливости / О.Г. Румянцев // Независимая газета. 1994. 5 декабря.
10. Румянцев О.Г. Конституционное Собрание — шаг к справедливости // Румянцев О.Г. О конституционном развитии России. Избранное. В 3 томах. Т. 3. Эволюция российского конституционализма. Москва : Инфотропик Медиа, 2024. С. 107–110.
11. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России / О.Г. Румянцев. Москва : Юрист, 1994. 288 с.
12. Румянцев О.Г. Эскиз концепции обновления Конституции Российской Федерации — России с комментариями / О.Г. Румянцев // Конституционный вестник. 2021. № 6 (24). С. 9–32.
13. Шустров Д.Г. Конституция и учредительная власть: проблема ограничения / Д.Г. Шустров // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 2. С. 29–39.
14. Янков К.В. Принципы формирования народного представительства: новые возможности в информационную эпоху / К.В. Янков // Конституционный вестник. 2021. № 6 (24). С. 259–262.

Остальные статьи