Незашоренные размышления в связи с внесением 22 мая 2024 г. в Государственную Думу проекта федерального конституционного закона «О Конституционном Собрании»
Аннотация
В предлагаемой статье в порядке дискуссии затрагиваются различные как научные и правовые, так и прикладные и политические аспекты проблемы законодательного регулирования созыва Конституционного Собрания как последнего из прописанных в Конституции, но еще не задействованного конституционного органа, обладающего исключительными полномочиями решать вопрос о сохранении неизменности действующей Конституции, разработке проекта новой Конституции и ее принятии либо его вынесения на всенародное голосование. Рассматриваются значимость и статус данного органа, предлагается исторический экскурс — предыдущие попытки принятия закона, обосновывается стратегический характер Конституционного Собрания, проблема выборов его членов и всенародного голосования по проекту новой Конституции, анализируется соотношение Конституционного Собрания и Государственной Думы, вносится предложение, в каком ключе провести обновление Конституции 1993 г., даются конкретные замечания к законопроекту, внесенному 22 мая 2024 г. в Госдуму, поднимается вопрос о возможностях интеграционного формата в деятельности данного органа. Статья ориентирована на продолжение дискуссии по данному вопросу в научном и практическом планах.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 09/2024 |
Страницы | 21-28 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2024-9-21-28 |
…Вновь задуматься об актуальнейших вопросах нашего дальнейшего пути к конституционализму меня подвигло недавнее внесение в Государственную Думу 30 депутатами палаты проекта федерального конституционного закона «О Конституционном Собрании».
В условиях текущих реалий стоит с особым вниманием взглянуть на предусмотренный ст. 135 Конституции РФ последний из прописанных в ней, но еще не задействованный конституционный орган. На задачи, возможности и перспективы, которые открываются в связи с законодательным определением порядка созыва и формирования Конституционного Собрания и принятия им решений.
Значимость вопроса
Сразу отмечу, что поспешный необоснованный пересмотр принципов конституционного строя, глав 1 и 2 Конституции Российской Федерации может перечеркнуть тот огромный потенциал для общественного и государственного развития России, который заложен в конституционных статьях с 1-й по 64-ю. И напротив, привести к закреплению в Основном законе политически мотивированных отклонений от правового конституционного строя как общественного идеала, к которому мы стремимся.
Чтобы подобного не произошло, уполномоченный принять новую Конституцию орган призван безукоризненно соответствовать таким высоким принципам, как конституционность и законность его полномочий; легитимность, демократичность и представительность созыва и деятельности; нравственность развития принципов государственного устройства России; компетентность и работоспособность; а также независимость и конструктивность во взаимодействии с органами государственной власти и институтами гражданского общества.