Преодоление нравственного нейтралитета публичной власти как первоочередная задача российского конституционализма
Аннотация
В статье рассматриваются мировоззренческие основания продолжения в Российской Федерации конституционной реформы. Основная угроза конституционному развитию России видится в сохранении присущего современным государствам нравственного нейтралитета. Аргументируется тезис, что для российского конституционализма, восстанавливающего свою опору на традиционные духовно-нравственные ценности многонационального народа России, преодоление нравственного нейтралитета публичной власти, переход к конституционной поддержке добра и справедливости, к борьбе публичной власти со злом в любых его проявлениях, есть первооснова национального развития и конституционного строительства.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 09/2024 |
Страницы | 11-15 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2024-9-11-15 |
При оценке состояния и перспектив конституционно-политического развития России, ускоряющегося изменения основных черт нашего общества и государства, статуса личности и системы публичной власти неизбежно возникает вопрос о приоритетах совершенствования российского конституционализма. Стремясь пробудить общегерманский народный дух, И.Г. Фихте провозглашал в своих «Речах к немецкой нации»: «Мы можем дышать только в атмосфере надежды на лучшее будущее. Но только мечтатель может основывать эту надежду не на своих возможностях развивать будущее в настоящем». Великий немецкий мыслитель был прав, только наши собственные практические свершения способны преобразовать реальность, при этом не надо никого копировать, никому подражать, необходимо созидать будущее, творчески осмыслив и собственный, и мировой опыт.
Современная жизнь имеет динамику ускорения. Если Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» базировался на экономическом детерминизме, то уже в 2020 г. в Конституцию РФ вошли ценностные правовые нормы. Как подчеркнул Президент РФ В.В. Путин: «Духовно-нравственные ценности, о которых в ряде стран уже забывают, нас, напротив, сделали сильнее. И эти ценности мы всегда будем отстаивать и защищать». А в 2022 г. Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809, сориентировали общество на верность идеалам, передаваемым из поколения в поколение.
Наши сегодняшние надежды на успешное преображение России имеют конституционную опору в начавшейся в 2020 г. реформе Конституции Российской Федерации. Конституционная поправка 2020 г. реформировала политическую систему Российской Федерации институционально и, развивая принципы Преамбулы, укрепила национальный ценностный каркас современного российского государства и права.
При продолжении конституционной реформы, особенно при работе над новой Конституцией России, важно не только избавиться от внутренней конституционной противоречивости, от сохраняющихся пока в тексте Основного закона элементов либерально-космополитической парадигмы, но необходимо привести все конституционные смыслы в соответствие с императивами национальной цивилизационной идентичности. В российском конституционализме на первый план выходит задача преодоления нравственного нейтралитета публичной власти.
Как известно, еще провозвестник имморализма Н. Макиавелли, вводя в сферу политико-правового знания термин «stato» для обозначения новой в те времена политической реальности — независимых национальных государств, — в поиске новых форм политической жизни предлагал «разрушить все связи со старым и ввести новый порядок». Всякая перемена, утверждал Н. Макиавелли, раз происшедшая, всегда и неизбежно влечет за собой другую. Отсюда он, абстрагируя государственный интерес от нравственности, делил жестокости и убийства на примененные хорошо, если они совершаются один раз из-за необходимости себя обезопасить, и примененные дурно, если они множатся по нарастающей.