Деятельность органов дознания в Вооруженных Силах СССР в 1930-е годы
Аннотация
Современная международная ситуация подталкивает к изучению советского опыта поддержания дисциплины в вооруженных силах. К сожалению, изучение этих проблем не является популярным направлением современных исследований. Статья позволила выявить основные особенности правового регулирования деятельности органов дознания в 1930-е годы. Установлено, что оно отличалось ведомственным характером и привело к подмене норм действовавшего законодательства. Деятельность органов дознания в 1930-е годы отличалась стабильно низким уровнем. Нередко более половины дознаний прекращалось. Некоторое улучшение формальных показателей отмечалось на рубеже 1930–1940-х годов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Военно-юридический журнал № 05/2024 |
Страницы | 42-45 |
DOI | 10.18572/2070-2108-2024-5-42-45 |
В современных условиях эскалации международных отношений внимание российского общества приковано к состоянию наших вооруженных сил. Исторический опыт демонстрирует, что решающим фактором в достижении положительных результатов их деятельности является поддержание воинской дисциплины. В связи с этим изучение советского военно-юридического опыта приобретает исключительную актуальность.
Современные проблемы, стоящие перед органами дознания, изучаются исследователями достаточно активно. Внимание привлекают вопросы процессуального регулирования органов дознания российской армии. Уделяется внимание правовым основам деятельности дознавателей и проблемам, с этим связанным. Активно обсуждался вопрос о расширении компетенции дознавателей. Существует группа работ описательного плана. В то же время деятельность органов дознания в советских вооруженных силах практически не изучается.
Цель данной статьи заключается в выявлении особенностей деятельности органов дознания в 1930-х годах.
В советских вооруженных силах институт дознания появился де-факто практически сразу же после их образования. До принятия Положения о полковых судах от 10 июля 1919 г. дознание регламентировалось приказами командования на основе декретов о суде. До осени 1919 г. дознание проводилось коллегиально – для проведения одного дознания назначались два дознавателя (полковым комитетом и командиром). С середины 1919 г. происходит его централизация.
В РККА под дознанием понималось расследование, проводимое лицами начсостава (дознавателями) по распоряжению командира части по поводу преступления или чрезвычайного происшествия. Согласно примечанию к ст. 97 УПК РСФСР, введенной постановлением ВЦИК, СНК РСФСР от 17 июня 1929 г., к органам дознания в РККА относились «командиры (начальники) и комиссары отдельных воинских частей (заведений, учреждений), а также командиры и комиссары войсковых соединений».