Дата публикации: 26.09.2024

Деятельность органов дознания в Вооруженных Силах СССР в 1930-е годы

Аннотация

Современная международная ситуация подталкивает к изучению советского опыта поддержания дисциплины в вооруженных силах. К сожалению, изучение этих проблем не является популярным направлением современных исследований. Статья позволила выявить основные особенности правового регулирования деятельности органов дознания в 1930-е годы. Установлено, что оно отличалось ведомственным характером и привело к подмене норм действовавшего законодательства. Деятельность органов дознания в 1930-е годы отличалась стабильно низким уровнем. Нередко более половины дознаний прекращалось. Некоторое улучшение формальных показателей отмечалось на рубеже 1930–1940-х годов.




В современных условиях эскалации международных отношений внимание российского общества приковано к состоянию наших вооруженных сил. Исторический опыт демонстрирует, что решающим фактором в достижении положительных результатов их деятельности является поддержание воинской дисциплины. В связи с этим изучение советского военно-юридического опыта приобретает исключительную актуальность.

Современные проблемы, стоящие перед органами дознания, изучаются исследователями достаточно активно. Внимание привлекают вопросы процессуального регулирования органов дознания российской армии. Уделяется внимание правовым основам деятельности дознавателей и проблемам, с этим связанным. Активно обсуждался вопрос о расширении компетенции дознавателей. Существует группа работ описательного плана. В то же время деятельность органов дознания в советских вооруженных силах практически не изучается.

Цель данной статьи заключается в выявлении особенностей деятельности органов дознания в 1930-х годах.

В советских вооруженных силах институт дознания появился де-факто практически сразу же после их образования. До принятия Положения о полковых судах от 10 июля 1919 г. дознание регламентировалось приказами командования на основе декретов о суде. До осени 1919 г. дознание проводилось коллегиально – для проведения одного дознания назначались два дознавателя (полковым комитетом и командиром). С середины 1919 г. происходит его централизация.

В РККА под дознанием понималось расследование, проводимое лицами начсостава (дознавателями) по распоряжению командира части по поводу преступления или чрезвычайного происшествия. Согласно примечанию к ст. 97 УПК РСФСР, введенной постановлением ВЦИК, СНК РСФСР от 17 июня 1929 г., к органам дознания в РККА относились «командиры (начальники) и комиссары отдельных воинских частей (заведений, учреждений), а также командиры и комиссары войсковых соединений».

Список литературы

1. Бычков В.В. Орган дознания Вооруженных Сил России / В.В. Бычков // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. 2017. № 3 (13). С. 86–91.
2. Глухов Е.А. О необходимости освободить командование от несвойственных обязанностей по расследованию преступлений / Е.А. Глухов, Ю.А. Евстратова // Военное право. 2018. № 4 (50). С. 204–210.
3. Дикарев И.С. Вопросы совершенствования Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации / И.С. Дикарев // Военное право. 2020. № 2. С. 138–142.
4. Ковальских Д.А. Военная полиция Министерства обороны Российской Федерации как орган дознания. Проблемы нормативного регулирования процессуальной деятельности / Д.А. Ковальских // Военно-юридический журнал. 2023. № 6. С. 12–16. DOI: 10.18572/2070-2108-2023
5. Никифоров В. Дознание в Вооруженных Силах СССР и его особенности / В. Никифоров. Москва : РИО ВЮА, 1950. 15 с.
6. Николаева Т.Г. Правовые основы деятельности органов дознания в Вооруженных Силах РФ и иных воинских формированиях / Т.Г. Николаева // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2006. № 1. С. 207–212.
7. Сазонова И.Г. Основания наделения командира воинской части Вооруженных Сил Российской Федерации статусом органа дознания / И.Г. Сазонова // Вестник военного права. 2016. № 4. С. 65–70.

Остальные статьи