Трансформация содержания понятия «правосознание» в условиях специальной военной операции
Аннотация
В статье исследуется в ретроспективе сущностное содержание понятия «правосознание». В содержании правосознания выделяются и раскрываются ее ключевые аспекты. По итогам анализа современного понятия предложено именовать его традиционным. Выделены виды правосознания, раскрыто их содержание, освещены исторические «скрепы», объединяющие виды в единую правовую категорию. Аргументирована в условиях проведения специальной военной операции объективная необходимость трансформации традиционного понятия правосознания за счет включения в его содержание суверенно-государственного аспекта. Сформулирована авторская дефиниция суверенно-государственного правосознания.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Военно-юридический журнал № 05/2024 |
Страницы | 26-31 |
DOI | 10.18572/2070-2108-2024-5-26-31 |
Правосознание в юридической науке – общепризнанная правовая категория. В многочисленных научных диссертациях, публикациях, в учебной литературе практически каждый автор, исследующий в том или ином аспекте данную тему, предлагает свою дефиницию предмета исследования. Как правило, авторские понятия правосознания во многом идентичны между собой, отличия в них несущественны и редко выходят за рамки устоявшегося в теории права содержания, что обусловило современные понятия правосознания именовать традиционными.
Примером подобной дефиниции можно считать следующую: «Правовое сознание можно определить как одну из форм общественного сознания, представляющую собой совокупность взглядов, идей, убеждений, настроений, эмоций индивидов, социальных групп или всего общества относительно права и его роли в функционировании и развитии общества, установлении правового порядка».
Исследуя содержание традиционного понимания правосознания, проведем анализ ряда его аспектов.
Во-первых, представляется, что научно состоятельно утверждение, что правосознание является разноаспектной и многогранной комплексной научной категорией, которую большинство теоретиков права признают в качестве совокупности элементов идеологического и психологического характера, а отдельные авторы – системой.
По нашему мнению, последнее утверждение спорно, так как сомнительно признавать в качестве системы объединение как элементов правовой идеологии (идей, представлений, качеств), так и правовой психологии (чувств, эмоций, переживаний), ибо названные элементы – арсеналы различных отраслей науки.