Дата публикации: 12.09.2024

Обновление стратегического вектора развития искусственного интеллекта в России: правовые аспекты

Аннотация

Начало системному развитию искусственного интеллекта в России было положено в 2019 г. с утверждением Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года. В ней впервые отражен комплексный подход государства к названному институту: определены ключевые понятия, закреплены цели, основные задачи, приоритетные направления использования технологий искусственного интеллекта. В основу их правового регулирования была положена модель «мягкого права». Активное внедрение искусственного интеллекта в экономику, а также новые научные разработки обусловили изменение его стратегического вектора уже в 2024 г. В статье проведен анализ обновленной Национальной стратегии с акцентом на новом разделе, закрепившем создание системы нормативно-правового регулирования искусственного интеллекта. Обоснована критическая оценка в части отсутствия в регулировании поступательного движения от «мягкого права» к императивным законодательным нормам.




Цифровые технологии стремительно вторглись в жизнь государства и общества и в течение довольно непродолжительного времени заняли важные позиции в экономике, социальной и иных сферах. Как-то незаметно для нас, простых россиян, стали доступными и привычными новые цифровые устройства, базы данных и программы, а некогда ранее рутинная работа сейчас выполняется чуть ли не молниеносно. Упростилось для многих решение некоторых повседневных проблем, получение государственных услуг, что качественно улучшает жизнь.

Это лишь небольшая, видимая каждому часть «цифрового» айсберга. Есть и глубинный пласт, связанный с технологиями искусственного интеллекта (далее – ИИ), обеспечивающими национальные интересы России, ее конкурентоспособность и лидерство на международном уровне.

Для достижения глобальных целей в 2019 г. Указом Президента РФ была утверждена Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года (далее – Национальная стратегия). Она стала основой для разработки новых и корректировки уже действующих государственных программ и иных стратегических документов, затрагивающих названную сферу.

Примечательно, что до этого времени в России не было сформировано нормативного определения ИИ, хотя следует упомянуть, что в правовой доктрине «цифровая» тематика активно исследовалась. В зарубежной науке понятие ИИ было дано в 1956 г. как «свойство роботов, компьютерных программ и систем решать задачи, формулировать выводы, принимать решения, выполняя творческие и интеллектуальные функции человека».

Одно из первых определений ИИ в отечественных исследованиях предложил П.М. Морхат, понимая под ним виртуальную и относительно автономную систему, обладающую способностью к самостоятельному принятию решений, самообучению, самотестированию, накоплению информации и опыта, способностью к разумным действиям (распознаванию образов, рефлексии, рассуждению, моделированию, анализу и оценке). Работа ИИ основана на той информации, которая хранится в интернет-пространстве, базах данных либо которую предоставляет ИИ обладатель той или иной программы. ИИ не просто компьютер или цифровая программа. Это субстанция, которая по своим характеристикам аналогична естественному интеллекту и способна решать те же задачи с не меньшим коэффициентом рациональности и эффективности.

Список литературы

1. Авакьян С.А. Информационное пространство знаний, цифровой мир и конституционное право / С.А. Авакьян // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 7. С. 23–28.
2. Боброва Н.А. Цифровизация: плюсы и минусы / Н.А. Боброва // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 10. С. 23–25.
3. Васякина Е.В. Искусственный интеллект и право: современные вызовы и проблемы / Е.В. Васякина // Юридический мир. 2023. № 5. С. 11–15.
4. Васякина Е.В. Правовое регулирование искусственного интеллекта в России и зарубежных странах: от этики к новой парадигме / Е.В. Васякина // Юридический мир. 2023. № 11. С. 49–53.
5. Концепция цифрового государства и цифровой среды : монография / под общей редакцией Н.Н. Черногора, Д.А. Пашенцева. Москва : Норма : ИНФРА-М, 2024. 244 с.
6. Морхат П.М. К вопросу о юридическом понимании искусственного интеллекта / П.М. Морхат // Аграрное и земельное право. 2017. № 11 (155). С. 89–95.
7. Нагродская В.Б. Новые технологии (блокчейн / искусственный интеллект) на службе права : научно-методическое пособие / В.Б. Нагродская ; под редакцией Л.А. Новоселовой. Москва : Проспект, 2019. 128 с.
8. Сигалов К.Е. Суд в XXI веке. Рецензия на монографию Солянко П.Б. Суд как субъект права (Москва : Юрлитинформ, 2022) / К.Е. Сигалов // Российский судья. 2022. № 1. С. 57–60.
9. Спиридонов А.П. К вопросу об использовании искусственного интеллекта в судебной деятельности / А.П. Спиридонов // Российский судья. 2024. № 2. С. 49–54.
10. Чернусь Н.Ю. Трансформация форм защиты прав человека и гражданина под влиянием технологий ИИ на примере России и Китая / Н.Ю. Чернусь, Ю. Сунь // Юридический мир. 2024. № 4. С. 30–37.
11. Эксперты поддержали идею разработки Цифрового кодекса. Что это такое и зачем он нужен? // Юридический мир. 2023. № 12. С. 4–6.
12. Яшин С.Н. Развитие цифровой экономики как важнейший вектор государственной политики в Российской Федерации: проблемы и перспективы / С.Н. Яшин, С.А. Борисов // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. № 3. С. 53–58.

Остальные статьи