Дата публикации: 12.09.2024

Райдшеринг: проблемы правовой регламентации в России

Аннотация

Райдшерингом является совместное передвижение нескольких физических лиц на одном автомобиле по маршруту, определенному владельцем транспортного средства. С точки зрения права его можно рассматривать как непоименованный договор совместной поездки. Развитию райдшеринга способствует широкое распространение смартфонов и платформ, предоставляющих цифровые услуги. Основной целью совместных поездок является экономия финансовых средств и улучшение экологии за счет снижения количества автомобилей на дорогах. В транспортное законодательство ряда стран введены нормы по правовому регулированию совместных поездок. В Российской Федерации необходимо уточнение нормативной базы в этой области, так как отсутствие правовой регламентации приводит к злоупотреблению правом. Целью данного исследования является оценка возможности легитимации райдшеринга, анализ разработанного Министерством транспорта РФ законопроекта о внесении изменений в Устав автомобильного транспорта, касающихся правового регулирования совместных поездок, предложение мер правового характера. Автором выработаны предложения по дефиниции совместной поездки и договора райдшеринга, определена правовая природа договора, отражены положительные и отрицательные стороны использования совместных поездок, проанализирован зарубежный опыт их правовой регламентации.




Динамичность современной жизни и высокая мобильность населения в России приводят к росту спроса на перевозки пассажиров различными видами транспорта. Тенденция периодического повышения платы за проезд и нередко попустительского отношения перевозчиков к качеству предоставляемых услуг вынуждают пассажиров прибегать к поиску альтернативных способов передвижения. На достаточно высоком уровне находится спрос на такой вид транспорта, как такси. Однако в связи с постоянно растущими ценами на топливо и в связи с реформированием правового регулирования деятельности такси в России в 2022 г. значительно выросла стоимость поездок и на данном виде транспорта. Стоимость владения собственным автомобилем также неизменно растет. Как следствие, меняется модель личной пространственной мобильности населения посредством перехода от использования личного автомобиля к совместным поездкам в одном направлении. Все большее развитие получает такой способ передвижения, относящийся к экономике совместного потребления, как райдшеринг (от англ. ride — поездка, share — делиться), или что то же самое — карпулинг. Райдшеринг предполагает, что при осуществлении владельцем автомобиля поездки для своих личных нужд его частный автомобиль может использоваться и для совместных поездок с попутчиками, что возможно при помощи онлайн-сервисов поиска попутчиков. При этом следует отличать райдшеринг от близкого по существу фрахтования транспортного средства по заказу, закрепленного законодательно, и относящегося к коммерческим перевозкам.

Растущая популярность райдшеринга обоснована экономией денежных средств, так как стоимость бензина, платных парковок, проезда по платным автодорогам оплачивается пропорционально владельцем автомобиля и пассажирами. Совместное потребление базируется на том, что рациональнее платить за временное пользование имуществом, чем владеть им. Основная цель райдшеринга — взаимная выгода исполнителя и попутчика при перемещении к определенному пункту назначения. Имеет место и улучшение экологической обстановки ввиду сокращения углеродного следа. При этом исполнитель не получает дополнительную плату за эксплуатацию автомобиля, т.е. речь не идет о предпринимательском использовании автомобиля.

Безусловно, существуют и негативные стороны такого передвижения: зависимость от исполнителя в выборе времени и маршрута движения; опасность мошенничества и причинения физического вреда; ограниченность страхования имущественной ответственности владельца транспортного средства; неизвестное для попутчика техническое состояние автомобиля; отсутствие профессионального перевозчика (лицензирования); важна психологическая совместимость при длительных поездках. Необходимо помнить о мерах предосторожности. Указанные негативные моменты нужно учитывать обеим сторонам отношений, «чтобы максимально снизить риски и провести поездку не только с экономической пользой, но и с комфортом». Не следует забывать, что, соглашаясь на поездку с незнакомым человеком, пассажир всегда рискует, и никакой закон не сможет на сто процентов его защитить. Онлайн-сервисы формируют рейтинги исполнителей и участников поездки на основе их отзывов друг о друге. Чем больше поездок, тем объективнее информация, что в определенной степени может быть гарантией безопасности.

Список литературы

1. Быков А.Г. Комментарий к Уставам автомобильного транспорта союзных республик / А.Г. Быков, Д.И. Половинчик, Г.П. Савичев. Москва : Юридическая литература, 1978. 232 с.
2. Дерюгина Т.В. Правовая природа договора райдшеринга (карпулинга) / Т.В. Дерюгина, С.Р. Дерюгина // Власть закона. 2020. № 1 (41). С. 32–41.
3. Дерюгина Т.В. Правовая природа договора, опосредующего возникновение правоотношений с участием агрегатора / Т.В. Дерюгина // Гражданское право. 2018. № 6. С. 3–6.
4. Карапетов А.Г. Свобода договора и ее пределы : в 2 томах. Т. 2 : Пределы свободы определения условий договора в зарубежном и российском праве / А.Г. Карапетов, А.И. Савельев. Москва : Статут, 2012. 453 с.
5. Мейер Д.И. Русское гражданское право : курс лекций / Д.И. Мейер. Москва : Статут, 2021. 846 с.
6. Подузова Е.Б. Концепция встречного предоставления в англосаксонской правовой семье: правила и исключения / Е.Б. Подузова // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 5 (66). С. 183–190.
7. Рожкова М.А. Что не так с законопроектом о карпулинге? / М.А. Рожкова // Хозяйство и право. 2020. № 5. С. 3–12.
8. Субочев В.В. Законные интересы / В.В. Субочев ; под редакцией А.В. Малько. Москва : Норма, 2008. 496 с.
9. Фаизова К.В. Правовое регулирование карпулинга в России / К.В. Фаизова, А.Д. Нестеров // Аллея Науки. 2019. № 3 (30). С. 444–449.

Остальные статьи