Сочетание страховых и бюджетных механизмов в пенсионном обеспечении военнослужащих и приравненных к ним лиц: дефекты российской модели пенсионного страхования
Аннотация
В статье исследуются особенности двойного пенсионного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц через призму специфики российской модели пенсионного страхования и лежащих в ее основе базовых страховых принципов. Автор обращает внимание на пробелы в законодательном регулировании вопросов обязательного пенсионного страхования военнослужащих и приравненных к ним лиц, а также делает вывод о необходимости устранения дефектов в законодательстве о пенсионном страховании специальных субъектов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Социальное и пенсионное право № 03/2024 |
Страницы | 26-35 |
DOI | 10.18572/2070-2167-2024-3-26-35 |
В современных условиях общественного и государственного развития Российской Федерации вопросы социальной защиты и социального обеспечения военнослужащих, включая их пенсионное обеспечение, заслуживают повышенного внимания. Они все больше становятся предметом исследования не только права социального обеспечения, но и таких комплексных отраслей российского права, как военное право, гуманистическая сущность которого в полной мере проявляет себя через нормативное закрепление социальных прав военнослужащих и гарантий их социальной защиты. При этом, несмотря на разность в методологии исследований и отраслевых принципах, лежащих в основе правовой регламентации рассматриваемых общественных отношений, российские ученые единогласны во мнении, что сегодня назрела острая необходимость в нормативном обеспечении достойного уровня жизни военнослужащих и членов их семей. Это становится достижимым посредством нормативного установления более высокого качественного содержания предоставляемых им социальных (материальных) благ в виде государственных пенсий, социальных пособий и компенсаций, других видов социальных выплат, а также натуральных предоставлений, социальных услуг и льгот.
Государственные пенсии, являясь важнейшей конституционной гарантией в области реализации российскими гражданами конституционного права на социальное обеспечение, выступают главным и чаще всего единственным источником средств существования. Сообразно своей специфике и целевому назначению государственные пенсии призваны заместить доходы от ранее осуществляемой трудовой деятельности, включая воинский труд. Это предопределяет дифференциацию государственных пенсий, прежде всего по кругу обеспечиваемых лиц — получателей социальных (материальных) благ.
При этом именно в области пенсионного обеспечения за военнослужащими и лицами, приравненными к ним по социальным благам и гарантиям, закрепился статус специальных субъектов. Такой статус сопряжен с одновременным наличием у них определенной продолжительности страхового стажа, в том числе специального страхового стажа, а также стажа за выслугу лет (стажа военной и приравненной к ней службы), что позволяет им, являясь, например, военными пенсионерами, пользоваться благами и гарантиями страховой пенсионной системы.
Российские ученые справедливы во мнении, что и сама система страхового пенсионного обеспечения, сложившаяся в России в последние десятилетия, «во многом не согласуется с другими ветвями обязательного социального страхования». Это обусловлено тем, что ее параметры позволяют одновременно сочетать различные механизмы как страховой, так и бюджетной направленности, которые отвечают двум базовым организационно-правовым формам социального обеспечения — обязательного социального страхования и обеспечения из государственного бюджета.
Взаимное сочетание таких механизмов нагляднее всего просматривается в области реализации военнослужащими и приравненными к ним лицами своего конституционного права на трудовую (страховую) пенсию.