Некоторые вопросы казначейского сопровождения контрактов
Аннотация
Казначейское сопровождение контрактов выступает бюджетно-правовым инструментом эффективности использования бюджетных средств, а четкое применение всех его процедур на практике приведет к укреплению финансового суверенитета Российской Федерации и эффективному и своевременному достижению всех стратегических целей развития российского государства. Перед Федеральным казначейством стоит важная задача обеспечения публичного интереса государства при осуществлении финансирования из бюджета. В то же время должен быть найден баланс с частными интересами тех лиц, которые выступают в качестве подрядчиков по государственным контрактам, особенно в тех случаях, когда речь идет о добросовестном исполнении своих обязательств указанными лицами. В статье рассмотрен ряд вопросов, возникающих на практике при казначейском сопровождении контрактов, и предложены меры по их нормативному закреплению.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 09/2024 |
Страницы | 16-20 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2024-9-16-20 |
В современный период развития российского государства с необходимостью решения многих сложных и важных задач, что требует соответствующего финансового обеспечения, особое значение приобретает совершенствование бюджетного законодательства, направленное на целевое и эффективное использование бюджетных средств, что влияет на повышение эффективности государственного управления в целом. К таким изменениям следует отнести и совершенствование положений об исполнении бюджетов и усиление роли Федерального казначейства РФ в данном процессе, что выразилось во включении в 2021 г. в Бюджетный кодекс РФ ряда новых институтов (гл. 24.2 «Система казначейских платежей», гл. 24.3 «Казначейское обслуживание», гл. 24.4 «Казначейское сопровождение» и других положений).
Казначейское сопровождение как бюджетно-правовой институт играет важную роль в исполнении бюджетов, помогая предотвратить неправомерное расходование бюджетных средств, что отмечается многими представителями юридической науки. В связи с этим данный институт становится объектом пристального внимания ученых, поэтому нельзя согласиться с отдельными мнениями о единичном характере исследований по казначейскому сопровождению.
Особо следует отметить монографию по казначейскому сопровождению и бюджетному мониторингу, авторами которой выступили непосредственно действующие руководители Федерального казначейства, принимавшие участие в разработке и внедрении системы казначейского сопровождения в практику работы Федерального казначейства.
Интерес представляют и диссертационные исследования А.В. Савенкова и В.А. Юдина, в которых затрагиваются в том числе вопросы казначейского сопровождения.
Отдельные элементы казначейского сопровождения применялись еще в 2015 г., данный институт получил свое развитие с 2022 г., в связи с чем практика его применения только находится в процессе становления, что вызывает ряд вопросов, в настоящее время снимаемых путем разъяснений Министерства финансов РФ по отдельным вопросам казначейского сопровождения. Несмотря на то что в настоящее время процедура казначейского сопровождения подробно регламентирована бюджетным законодательством ― как Бюджетным кодексом РФ, так и подзаконными нормативно-правовыми актами, следует признать, что на практике все еще остаются нерешенными вопросы, которые вызывают затруднения при осуществлении казначейского сопровождения и требуют разъяснения, а также правового закрепления. Рассмотрим, какие вопросы возникают в правоприменительной практике Федерального казначейства.