Организационно-правовое обеспечение принципа независимости органов внешнего государственного финансового контроля в Российской Федерации: вопросы теории и практики
Аннотация
Работа посвящена изучению понятия, правовых основ и сложившейся практики реализации принципа независимости в деятельности контрольно-счетных органов (КСО) субъектов Российской Федерации. Установлено, что на законодательном уровне предусмотрены организационная независимость, функциональная и финансовая. При этом в ходе исследования определено, что действующий порядок формирования кадрового состава контрольно-счетного органа законодательным органом власти при обязательной процедуре согласования Счетной палатой России вынуждает вести речь о достаточно условной организационной независимости КСО, в связи с чем автором предложено заменить термин «организационная независимость» термином «институциональная независимость».
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 09/2024 |
Страницы | 9-11 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2024-9-9-11 |
Институционализация внешнего государственного (муниципального) финансового контроля в нашей стране завершена с окончательным законодательным закреплением в 2021 г. статуса и полномочий контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Федеральным законом № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований” и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Сформированная на трех уровнях ― федеральном, региональном и местном система финансового контроля пребывает, безусловно, в естественном развитии, обусловленном постоянными социальными и экономическими изменениями в обществе, а также совершенствованием правовой базы, но в целом финансовый контроль давно и прочно стал неотъемлемой частью механизма публичного управления.
При этом, несмотря на почти 30-летнюю историю развития внешнего государственного финансового контроля в нашей стране, на наш взгляд, актуальным остается вопрос: насколько возможно существование действительно независимого финансового контроля, особенно в свете устойчивой тенденции последних лет, когда значительно выросло влияние исполнительной власти в ущерб власти законодательной?
Мы хотели бы раскрыть содержание и осветить проблематику практической реализации основного, фундаментального принципа государственного финансового контроля ― принципа независимости, отсутствие условий для реализации которого приводит к утрате самого назначения контроля.
Лимской декларацией руководящих принципов контроля 1977 г., закрепившей фундаментальные нормы организации финансового контроля, определено, что высшие контрольные органы могут выполнять возложенные на них задачи объективно и эффективно только в случае независимости от проверяемых ими организаций и наличия защиты от постороннего влияния. Таким образом, под независимостью понимается независимость, с одной стороны, от объектов контроля, т.е. проверяемых организаций, с другой ― от возможного воздействия со стороны иных органов власти или организаций. При этом авторами декларации делается оговорка, что государственные органы все таки не могут быть абсолютно независимы, так как они являются частью государства в целом], т.е. изначально предлагается вести речь лишь об определенной степени независимости, которая подлежит законодательной детализации.