О правовой природе фонда гарантирования пенсионных резервов
Аннотация
В статье анализируется правовая природа фонда гарантирования пенсионных резервов. Обосновывается вывод о том, что механизмы формирования и использования фонда являются предметом финансового права и затрагивают сферу публичных финансов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 09/2024 |
Страницы | 2-5 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2024-9-2-5 |
Одним из условий функционирования системы гарантирования прав участников негосударственного пенсионного обеспечения (далее ― СГПУ, система гарантирования прав участников) является ее реальная финансовая обеспеченность. Возврат денежных средств при наступлении гарантийного случая (аннулирование лицензии негосударственного пенсионного фонда или его банкротство с открытием конкурсного производства) невозможен без имущества, за счет которого осуществляется выплата возмещения. В целях реализации указанного механизма Законом № 555-ФЗ предусмотрено создание фонда гарантирования пенсионных резервов (далее ― ФГПР) в составе имущества государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (далее ― ГК «АСВ», Агентство).
Следует отметить омонимичность понятия «фонд», включенного в состав дефиниций ФГПР и негосударственный пенсионный фонд (далее ― НПФ), его применение как в сфере гражданского, так и финансового права. С позиций цивилистики фондом является юридическое лицо ― не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная на основе добровольных имущественных взносов для осуществления общественно полезных целей. С точки зрения финансового права фонд представляет собой не отдельное юридическое лицо, а совокупность имущества, используемого целевым образом. Таким образом, сущность фонда как в гражданском, так и в финансовом праве имманентно связана с экономическим понятием актива, а также с конкретным предназначением данного имущества.
С учетом целевого характера ФГПР Законом № 555-ФЗ установлен принцип его обособления от иного имущества Агентства, который реализуется посредством выделения средств ФГПР в бухгалтерском балансе Агентства, ведения отдельного бухгалтерского учета операций со средствами ФГПР, а также размещения средств фонда на специальном счете в Банке России.
Анализ норм Закона № 555-ФЗ позволяет сделать вывод о двойственной природе ФГПР. С одной стороны, фонд является обособленной совокупностью денежных средств и иного имущества, собственником которого является Агентство. В этой связи (согласно базовым положениям гражданского права), в силу абсолютного характера права собственности Агентство управомочено осуществлять пользование и распоряжение ФГПР по своему усмотрению. Вместе с тем направления, цели и способы расходования фонда определены законом, что свидетельствует об отсутствии у Агентства возможности самостоятельно распоряжаться средствами ФГПР.
Кроме того, установлены ограничения имущественного обеспечения обязательств Агентства средствами фонда. В силу ст. 56 Гражданского кодекса Российской Федерации Агентство как юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Однако п. 5 ст. 18 Закона № 555-ФЗ фонд исключен из перечня имущества, на которое может быть обращено взыскание по обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, НПФ, иных третьих лиц, а также Агентства (кроме случаев неисполнения последним обязательств по выплате или переводу гарантийного возмещения).