Дата публикации: 05.09.2024

О правовой природе фонда гарантирования пенсионных резервов

Аннотация

В статье анализируется правовая природа фонда гарантирования пенсионных резервов. Обосновывается вывод о том, что механизмы формирования и использования фонда являются предметом финансового права и затрагивают сферу публичных финансов.




Одним из условий функционирования системы гарантирования прав участников негосударственного пенсионного обеспечения (далее ― СГПУ, система гарантирования прав участников) является ее реальная финансовая обеспеченность. Возврат денежных средств при наступлении гарантийного случая (аннулирование лицензии негосударственного пенсионного фонда или его банкротство с открытием конкурсного производства) невозможен без имущества, за счет которого осуществляется выплата возмещения. В целях реализации указанного механизма Законом № 555-ФЗ предусмотрено создание фонда гарантирования пенсионных резервов (далее ― ФГПР) в составе имущества государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (далее ― ГК «АСВ», Агентство).

Следует отметить омонимичность понятия «фонд», включенного в состав дефиниций ФГПР и негосударственный пенсионный фонд (далее ― НПФ), его применение как в сфере гражданского, так и финансового права. С позиций цивилистики фондом является юридическое лицо ― не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная на основе добровольных имущественных взносов для осуществления общественно полезных целей. С точки зрения финансового права фонд представляет собой не отдельное юридическое лицо, а совокупность имущества, используемого целевым образом. Таким образом, сущность фонда как в гражданском, так и в финансовом праве имманентно связана с экономическим понятием актива, а также с конкретным предназначением данного имущества.

С учетом целевого характера ФГПР Законом № 555-ФЗ установлен принцип его обособления от иного имущества Агентства, который реализуется посредством выделения средств ФГПР в бухгалтерском балансе Агентства, ведения отдельного бухгалтерского учета операций со средствами ФГПР, а также размещения средств фонда на специальном счете в Банке России.

Анализ норм Закона № 555-ФЗ позволяет сделать вывод о двойственной природе ФГПР. С одной стороны, фонд является обособленной совокупностью денежных средств и иного имущества, собственником которого является Агентство. В этой связи (согласно базовым положениям гражданского права), в силу абсолютного характера права собственности Агентство управомочено осуществлять пользование и распоряжение ФГПР по своему усмотрению. Вместе с тем направления, цели и способы расходования фонда определены законом, что свидетельствует об отсутствии у Агентства возможности самостоятельно распоряжаться средствами ФГПР.

Кроме того, установлены ограничения имущественного обеспечения обязательств Агентства средствами фонда. В силу ст. 56 Гражданского кодекса Российской Федерации Агентство как юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Однако п. 5 ст. 18 Закона № 555-ФЗ фонд исключен из перечня имущества, на которое может быть обращено взыскание по обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, НПФ, иных третьих лиц, а также Агентства (кроме случаев неисполнения последним обязательств по выплате или переводу гарантийного возмещения).

Список литературы

1. Артемов Н.М. Виды парафискальных платежей / Н.М. Артемов, А.Д. Корнев // Вестник МГЮА. 2017. № 8. С. 98–109.
2. Корнев А.Д. Признаки фискальных сборов и парафискалитетов / А.Д. Корнев // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 7 (80). С. 28–38.
3. Налоговое право : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция» / под редакцией Г.Б. Поляка, И.Ш. Килясханова. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 271 с.
4. Турбанов А.В. Финансово-правовые основы создания и функционирования системы страхования банковских вкладов в Российской Федерации : диссертация доктора юридических наук : 12.00.14 / А.В. Турбанов, научный консультант

Остальные статьи