О цифровизации контроля за законностью муниципальных нормативных правовых актов
Аннотация
Работа посвящена изучению цифровизации контроля за законностью муниципальных нормативных правовых актов. Отмечены значительный объем таких актов в нормативной правовой системе страны, многочисленность правотворческих недостатков на местном уровне власти. Рассмотрено применение современных программно-технических решений для обеспечения контрольной деятельности, а также для непосредственного обнаружения правотворческих дефектов. Отражены отдельные аспекты внедрения технологий искусственного интеллекта, которые в силу сложности алгоритмов способны самостоятельно решать рутинные задачи, дать возможность специалисту сконцентрироваться на более сложных этапах контрольной деятельности, при этом могут создавать угрозы безопасности. В результате проведенного исследования сделан вывод о необходимости создания единого цифрового контура правотворчества и контроля его законности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 09/2024 |
Страницы | 51-53 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2024-9-51-53 |
Минюст России является оператором публичного портала нормативных правовых актов, который содержит сведения о 240 тыс. актов федерального уровня, 2 млн – регионального и 13 млн – муниципального. Следовательно, подавляющая часть нормативной правовой базы страны сформирована субъектами муниципального правотворчества. Выборка данных из названного массива по критерию несоответствия законодательству показала наличие 159 тыс. муниципальных правовых актов, которые не отвечают установленным требованиям.
Многочисленность правотворческих недостатков на местном уровне публичной власти обусловливает необходимость создания действенных механизмов контроля законности муниципальных нормативных правовых актов. В современных условиях функционируют публично-властный и общественный контроль законности таких правовых актов. Несмотря на разную природу субъектов контроля, основные формы их контрольной деятельности совпадают. Так, они проводят правовые и антикоррупционные исследования конкретных актов и их проектов, а также мониторинг правовой базы в целях выявления и устранения дефектов правотворчества, обеспечения согласованности всей нормативной правовой системы страны.
Полноценная реализация этих форм контроля по силам лишь высококлассным специалистам, мотивированным и амбициозным. Повышение их квалификации возможно с применением цифровых технологий дистанционного обучения, получивших широкое распространение в период ограничений, вызванных пандемией коронавируса. По объективным причинам число таких профессионалов ограничено и не может быть значительно увеличено в краткосрочной перспективе. При таких условиях существенно повысить оперативность и результативность их работы, оптимизировать сопутствующие контролю издержки возможно путем внедрения и расширения практики применения цифровых технологий, которые могут быть востребованы в двух основных направлениях. Во-первых, они создают необходимые условия для проведения контроля путем обеспечения доступа к правовой информации и электронного взаимодействия между участниками контрольной деятельности. Во-вторых, программно-технические решения позволяют оптимизировать деятельность, непосредственно направленную на обнаружение правотворческих дефектов.
Следует отметить, что инфраструктура информационного обеспечения контрольной деятельности и электронного взаимодействия постоянно расширяется. Инициатива во внедрении современных технологий исходит как от органов публичной власти, так и от бизнеса. Например, функционируют государственные информационные банки данных, содержащие сведения о муниципальном правотворчестве: государственный реестр уставов муниципалитетов и федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов. Минюстом России проделана значительная работа по наполнению названных ресурсов правовой информацией, созданию удобного и оперативного поиска документов, обеспечению стабильности функционирования программно-технической инфраструктуры. Несмотря на это, к сожалению, продолжают выявляться факты несвоевременной интеграции нормативных правовых актов в федеральный регистр, что негативно отражается на достоверности его содержания. Местные власти не всегда размещают принимаемые нормативные правовые акты и их проекты в общем доступе, учет и систематизация собственной правовой базы организованы муниципалитетами по-разному и порой проводятся ненадлежаще. Кардинально изменить сложившуюся ситуацию возможно путем внедрения положительно зарекомендовавших себя на федеральном уровне программно-технических решений, которые потенциально могут быть адаптированы для потребностей муниципалитетов. Так, система обеспечения законодательной деятельности ГАС «Законотворчество» реализует учет и систематизацию законопроектов, круглосуточный доступ к информации о них и ходе правотворческого процесса в Государственной Думе. Федеральный портал проектов нормативных правовых актов предназначен для размещения сведений о подготовке таких актов федеральными органами исполнительной власти и итогах их публичного обсуждения. Минэкономразвития России для оптимизации правотворческого процесса тестируется ГИС «Нормотворчество». В г. Москве для работы с правовыми актами и проектами таких документов используется АИС «Согласование документов». Внедрение подобных автоматизированных систем может служить предпосылкой для перехода к машиночитаемому праву.