Дата публикации: 19.09.2024

Понятие и влияние цифровых технологий на процессы правотворчества

Аннотация

В данной статье автором рассматриваются основные тенденции влияния цифровых технологий на процесс правотворчества, выделяются положительные и отрицательные черты, возможные трудности и коллизии, возникающие при интеграции современных технологий в процессы правотворческой деятельности.




Цифровизация правотворчества представляет собой процесс применения цифровых технологий и информационных систем для улучшения и оптимизации процесса создания законов, правил и регуляций. В контексте цифровизации правотворчества используются различные электронные платформы и приложения для сбора общественного мнения и консультаций с экспертами. Онлайн-консультации, публичные обсуждения и голосования помогают правительствам и законодателям принимать более информированные и обоснованные решения. Автоматизация процессов правотворчества позволяет ускорить принятие законов и сократить бюрократические издержки. Использование аналитики данных и искусственного интеллекта помогает оценить эффективность и влияние предлагаемых правовых актов. Цифровизация правотворчества способствует повышению доступности и прозрачности правовой системы, улучшает участие граждан в процессе формирования законодательства. Это также может включать в себя электронное голосование и принятие решений, что делает процесс принятия законов более демократичным и открытым. Кроме того, цифровизация правотворчества способствует улучшению качества законодательства путем уменьшения вероятности ошибок и пропусков. Внедрение цифровых технологий в правотворческий процесс также позволяет снизить затраты на его проведение и улучшить эффективность использования ресурсов. Также это способствует повышению доверия граждан к правительственным органам и законодательным органам.

Влияние цифровых технологий на процессы правотворчества нельзя недооценить, поскольку оно привносит существенные изменения в способы формирования законов и правил. Цифровизация правотворчества обеспечивает более быстрое и прозрачное принятие законов благодаря использованию различных интернет-ресурсов для сбора общественного мнения и проведения консультаций. Электронные системы позволяют участвовать широкому кругу людей в процессе разработки законопроектов, что способствует увеличению демократии и осознанности принимаемых решений. Кроме того, цифровые технологии упрощают процессы сбора, анализа и обработки информации, что сокращает время, необходимое для принятия законов, и снижает вероятность ошибок... Автоматизация некоторых аспектов правотворческого процесса, таких как управление документами и голосование, делает его более эффективным и прозрачным. Об этом упоминал американский социолог Д. Белл, исследовавший особенности постиндустриальной эпохи, одним из признаков ее считал «замену интуитивных рассуждений алгоритмами». Использование аналитики данных и искусственного интеллекта позволяет правительственным органам принимать более обоснованные решения и прогнозировать возможные последствия законов. Наконец, цифровизация правотворчества способствует улучшению доступности правовой информации для граждан, что повышает осведомленность о своих правах и обязанностях.

Важным аспектом влияния цифровых технологий на процессы правотворчества является возможность создания цифровых баз данных законов и нормативных актов, таких как справочные правовые системы «Гарант» и «КонсультантПлюс», что упрощает их поиск, анализ и интерпретацию как для правительственных органов, так и для граждан. Электронные платформы также способствуют повышению открытости и прозрачности законодательного процесса, поскольку они позволяют общественности отслеживать стадии разработки законопроектов и вносить свои комментарии и предложения. Благодаря цифровизации процесс общественных слушаний становится более доступным и удобным для участия для граждан, что способствует повышению их активности в формировании законодательства. Технологии блокчейн могут также использоваться для обеспечения непререкаемости и безопасности правовых данных, что повышает доверие к цифровым системам правотворчества. Однако внедрение цифровых технологий в правотворческие процессы также может столкнуться с вызовами, такими как необходимость защиты персональных данных и обеспечение доступности для всех граждан, в том числе и для тех, кто не имеет доступа к Интернету или не обладает цифровой грамотностью.

Список литературы

1. Былинкина Е.В. Блокчейн: правовое регулирование и стандартизация / Е.В. Былинкина // Право и политика. 2020. № 9. С. 143–155. DOI: 10.7256/2454-0706.2020.9.33614.
2. Зенин С.С. Технология обработки естественного языка (NLP) в законодательном процессе / С.С. Зенин, Д.Л. Кутейников, И.М. Япрынцев, О.А. Ижаев // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2020. Т. 20. № 3. С. 76–81. DOI: 10.14529/law200311.
3. Ирхин Ю.В. «Электронное правительство»: зарубежный опыт и российские реалии / Ю.В. Ирхин // Ars Administrandi (Искусство управления). 2009. № 1. С. 13–27.
4. Керимов А.Д. Сильное государство и народная воля? / А.Д. Керимов, И.Н. Куксин // Российский журнал правовых исследований. 2017. № 3 (12). С. 9–20.
5. Лаптев В.А. Понятие искусственного интеллекта и юридическая ответственность за его работу / В.А. Лаптев // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2019. № 2. С. 79–102.
6. Лобова С.В. Направления использования краудсорсинга для решения государственных и общественных задач в регионе / С.В. Лобова, Р.А. Долженко // Региональная экономика: теория и практика. 2016. № 2 (425). С. 135–148.
7. Пашенцев Д.А. Цифровизация правотворчества: поиск новых решений : монография / Д.А. Пашенцев [и др.] ; под общей редакцией Д.А. Пашенцева. Москва : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации : ИНФРА-М, 2
8. Пономарев С.В. Краудсорсинг – технология создания виртуальных сообществ / С.В. Пономарев // Вестник Пермского университета. Политология. 2011. № 3 (15). С. 107–121.
9. Тихомиров Ю.А. Право и цифровая информация / Ю.А. Тихомиров, Н.В. Кичигин, Ф.В. Цомартова, С.Б. Бальхаева // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2021. № 2. С. 4–23.
10. Федоров В.И. К вопросу о методологии расчета стоимости выборов с дистанционным электронным голосованием / В.И. Федоров // Социально-гуманитарные знания. 2021. № 2. С. 172–178. DOI: 10.34823/SGZ.2021.2.51564.
11. Хабриева Т.Я. Право перед вызовами цифровой реальности / Т.Я. Хабриева // Журнал российского права. 2018. № 9. С. 6–16. DOI: 10.12737/art_2018_9_1.
12. Черногор Н.Н. Актуальные проблемы правотворчества : учебное пособие / Н.Н. Черногор, М.В. Залоило. Москва : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации : ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА КОНТРАКТ, 2018. 144 с.
13. Язык правотворчества в условиях цифровизации общественных отношений : сборник научных трудов / под общей редакцией Д.А. Пашенцева, М.В. Залоило. Москва : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации : ИНФР
14. Bell, D. The Coming of Post-Industrial Society. A Venture of Social Forcasting / D. Bell. New York : Basic books, Cop. 1973. 507 p.

Остальные статьи