Концептуальная правовая основа формирования информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и гражданского общества
Аннотация
В статье рассмотрена концептуально-правовая основа межведомственного информационного взаимодействия (далее — МИВ) федеральных органов исполнительной власти, выявлены проблемы правового регулирования форм МИВ, произведен правовой анализ применения нормативной правовой формы регулирования МИВ и договорной формы МИВ, определен круг субъектов — участников правоотношений МИВ и выявлены проблемы формирования правовой терминологии в этой сфере, выработаны рекомендации по регламентации публично-правовых отношений в сфере МИВ.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 09/2024 |
Страницы | 37-40 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2024-9-37-40 |
Концепция работы исполнительной власти предполагает как разграничение сфер работы (компетенции) органов публичной власти, так и разделение ответственности за реализуемые решения. Развитие информационной среды и вовлечение в неё государственных функций поставили перед государством задачу не только создать организационную, техническую, технологическую основу деятельности госвласти в этой среде, но и применить, а в некоторых случаях внедрить новые формы этой деятельности.
Первое, что нужно отметить в этой связи: деятельность органов власти посредством взаимодействия является «обычной» формой реализации поставленных задач, в которых средств и сил ответственного органа власти недостаточно. Помимо фактического, реального взаимодействия при выполнении отдельных мероприятий, как правило, в ходе контрольных, оперативно-разыскных, следственных действий, в настоящее время органы власти, чья работа вовлечена в информационную среду, используют межведомственное информационное взаимодействие (далее – МИВ). В частности, исключительно в форме взаимодействия возможно реализовать цели и задачи валютного контроля (МИВ таможенных и налоговых органов, Центрального банка России и его подразделений), налогового контроля при выявлении признаков налоговых и иных экономических преступлений (МИВ налоговых органов и органов МВД России, налоговых органов и прокуратуры), налогового контроля в отношении отдельных видов налогов (Росреестр, Росприроднадзор и налоговые органы). И это не исчерпывающий перечень. Современное развитие информационной среды общества позволяет координировать контрольную деятельность посредством не только обычной формы МИВ «запрос – ответ», но и внедрять элементы искусственного интеллекта для формирования вещественных доказательств. В целях формирования доказательственной базы коррупционного правонарушения или преступления разработана система «Посейдон», оператором которой определена ФСО, а взаимодействуют в её рамках ФСБ, МВД, ФНС России. Такие формы взаимодействия, как совместные контрольные мероприятия, реализуются на основе приказов различных ведомств (либо одного нормативного правового акта в виде приказа), соглашений между федеральными органами власти, для системы «Посейдон» принят Указ Президента РФ.
Второе направление МИВ – это так называемая внешняя работа органов публичной власти в рамках взаимодействия с гражданским обществом при реализации госфункций через госуслуги. Данные направления взаимодействия реализуются на основе двусторонних или многосторонних соглашений о выполнении взаимных запросов. Эта форма МИВ направлена на ускорение процесса взаимодействия органов власти с физическими лицами и организациями, однако использование личного кабинета пользователями не всегда гарантирует дублирование документарного оборота в надлежащей форме, а неосведомленность в получении правоприменительного акта – гарантия удачного оспаривания наложенной санкции в суде.
Третьим направлением МИВ можно назвать результат «погружения» всей деятельности органов власти в электронную информационную среду в рамках единой системы МИВ, оператором которой выступает Минцифры России. В этом варианте МИВ является элементом «Электронного Правительства», моделью информационного управления обществом, приоритетом которой изначально определен перевод предоставления госуслуг в электронную форму (концепция сформулирована в 2017 г.), а также общее информационное взаимодействие всех органов власти при наличии единого ситуационного центра, контролирующего, в том числе, и требования информационной безопасности. Фактически, в настоящее время отсутствует единство элементов системы МИВ. Взаимодействие публичных органов власти представлено порталом «Госуслуги», функционирующим с 2011 г., государственной автоматизированной системой (далее – ГАС) Управление» (создан в 2009 г.), ГАС «Правосудие» (с 2006 г.) и другими порталами, обеспечивающими обмен информацией между гражданским обществом и органами власти. Указанные порталы интегрируют взаимодействие как органов власти, так и других участников публично-правовых отношений. В частности, к использованию ГАС «Управление» допущены не только уполномоченные лица участников стратегического планирования, уполномоченные лица государственных внебюджетных фондов, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, государственных корпораций, государственных компаний, автономной некоммерческой организации «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации», но и работники государственных и муниципальных учреждений в рамках реализации госконтрактов. ГАС «Управление» в целевом плане имеет задачу мониторинга управленческих процессов и оценки эффективности управления, а не создание информационной среды взаимодействия различных министерств по реализации госполитики.