Понятие и сущность наградной системы субъекта РФ
Аннотация
На основе анализа регионального законодательства в статье проводится исследование государственного поощрения в субъектах РФ. Ввиду того, что государственное поощрение осуществляется в разных формах, включая материальное и моральное стимулирование, устанавливается специфика именно наградной системы субъекта РФ как предмета регулирования наградного права. Делается вывод, что наградная система субъекта РФ включает именно награды субъекта как объекты материального мира, а также наградное право субъекта РФ, регулирующего вопросы учреждения, установления, присвоения, награждения и лишения наград в субъектах РФ.
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 09/2024 |
Страницы | 28-32 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2024-9-28-32 |
В литературе нет единого подхода к пониманию наградной системы. В соответствии с наиболее распространенными точками зрения под наградной системой понимают: совокупность государственных наград, установленную нормативно и применяемую в установленном порядке; комплекс иерархически и законодательно установленных и связанных наград; социальный и политический институт, посредством которого реализуются функции наград, а также документы, обеспечивающие его существование и функционирование; систему, состоящую из принципов, государственных наград как норм права, содержащих статуты наград и объектов материального мира, наградного производства и субъектов наградного права; целостный объект, включающий материальные и административно-правовые нормы и деятельность по учреждению и применению наград. Последняя точка зрения предусматривает слияние наградного права и деятельности как объекта, что не может быть совместимо.
Актуальное региональное законодательство в своем большинстве не оперирует понятием наградной системы, за исключением Калининградской области, содержащей отдельную статью, посвященную наградной системе, включающей принципы награждения и перечень наград (звания, ордена, медали, почетные звания, почетные грамоты высших органов власти субъекта и высшего должностного лица). Закон Волгоградской области в преамбуле указывает, что устанавливает наградную систему области, а Закон Ямало-Ненецкого автономного округа оперирует понятием региональной наградной системы, включающей награды автономного округа, Губернатора и органов государственной власти, а также почетные звания автономного округа. Определение наградной системы закреплено в наградном законодательстве Забайкальского края: она определяется как комплекс моральных и материальных компонентов поощрения, применяющихся органами государственной власти края для поощрения заслуг граждан, трудовых коллективов и организаций перед Забайкальским краем. В состав наградной системы входят награды края, Губернатора и высших органов власти края. Однако особо оговаривается, что органы исполнительной власти вправе учреждать ведомственные награды.
Гораздо чаще в законодательстве встречается система наград или система государственных наград субъекта РФ. Так, о системе наград говорится в законах города Санкт-Петербурга, Ивановской, Орловской и Ярославской областей; о системе государственных наград – Республики Крым, Республики Северная Осетия – Алания; о видах государственных наград – Республики Татарстан (ордена, медаль ордена, медали и почетные звания). Исследование регионального наградного законодательства показывает, что наградная система в абсолютном большинстве случаев рассматривается через перечень наград субъекта РФ, за исключением Забайкальского края, в законодательстве которого наградная система включает не только награды как высшую форму поощрения, но и иные компоненты морального и материального поощрения. Полагаем, что правильным будет считать, что наградная система субъекта РФ включает именно награды субъекта как объекты материального мира, а также наградное право субъекта РФ, регулирующего вопросы учреждения, установления, присвоения, награждения и лишения наград в субъектах РФ.