Дата публикации: 19.09.2024

Первичное звено государственной системы здравоохранения в Российской Федерации: организационно-правовой статус

Аннотация

Первичное звено является основой системы здравоохранения. Главная функция первичного звена — это оказание первичной медико-санитарной помощи населению по территориальноучастковому принципу через врачей «первого контакта». Существует разрыв между важностью первичного звена здравоохранения и низкой удовлетворенностью им со стороны населения. Одной из основных причин такого положения дел на текущий момент является ненадлежащий организационно-правовой статус первичного звена. Заявленное формирование трехуровневой системы здравоохранения необходимо базировать на более понятной архитектурной сети единиц здравоохранения. Необходимо согласование между типами объектов и осуществляемыми ими видами, условиями оказания и формами медицинской помощи.




Введение. В октябре 2019 г. на расширенном заседании президиума Государственного Совета Российской Федерации (далее – РФ) Владимир Путин обозначил необходимость развития первичного звена здравоохранения, указав на существующий разрыв между его важностью и низкой удовлетворенностью им со стороны населения. Первичное звено здравоохранения является основой, а не его периферией, и для его эффективной работы необходимо консолидировать и координировать усилия на всех уровнях власти.

Главная функция первичного звена – это оказание первичной медико-санитарной помощи (далее – ПМСП) населению по территориально-участковому принципу через врачей «первого контакта». Одной из проблематик функционирования механизма оказания медицинской помощи (далее – МП) на первичном уровне является сложность вычленения и обособления подразделений и медицинских организаций (далее – МО), оказывающих ПМСП населению. МО первичного звена существуют не изолировано. Они встроены в государственную систему здравоохранения. С одной стороны, это позволяет интегрировать первичные МО (подразделения) в общую систему здравоохранения и обеспечить преемственность и оптимальную маршрутизацию пациентов. С другой стороны, такое «несамостоятельное» положение и ограниченный текущий уровень лечебно-диагностических компетенций в сочетании с низким уровнем доверия со стороны населения выдвигает первичное звено на периферию системы здравоохранения. Одной из основных причин такого положения дел на текущий момент может быть ненадлежащий организационно-правовой статус первичного звена.

Цель данного исследования – провести актуальный анализ организационно-правового статуса первичного звена государственной системы здравоохранения в РФ в формате оперативной диагностики.

Материалом послужили актуальные нормативно-правовые акты РФ, выгруженные из лицензионной версии кроссплатформенной справочной правовой системы «КонсультантПлюс», данные официальных интернет-сайтов органов публичной власти РФ, а также публикации по исследуемой тематике в научно-практических журналах, входящих в РИНЦ. Метод исследования: качественный анализ источников (контент-анализ).

Список литературы

1. Евдаков В.А. Обеспечение врачебными кадрами в Российской Федерации в период 2012–2018 гг. / В.А. Евдаков, Ю.Ю. Мельников, А.В. Смышляев // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2020. Т. 8. № 3. С. 378–387. DOI: 10.23888/HMJ202083378-387. EDN: OUUPUF.
2. Евдаков В.А. Показатели кадрового обеспечения населения средним медицинским персоналом амбулаторного звена здравоохранения в Российской Федерации в период 2010–2018 гг. / В.А. Евдаков, Ю.Ю. Мельников, А.В. Смышляев // Кубанский научный медицинский вестник
3. Евдаков В.А. Техническое состояние зданий амбулаторных медицинских организаций (подразделений) в Российской Федерации / В.А. Евдаков, Ю.Ю. Мельников, А.В. Смышляев // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2021. Т. 29. № 4.
4. Платонова Н.И. Особенности государственного регулирования в сфере охраны здоровья граждан на современном этапе в Российской Федерации / Н.И. Платонова, А.В. Смышляев, Ю.Ю. Мельников // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. № 7. С. 50–55.
5. Платонова Н.И. Принципы правового регулирования оказания первичной медико-санитарной помощи уполномоченными государственными (муниципальными) медицинскими организациями в амбулаторных условиях в Российской Федерации / Н.И. Платонова, А.В. Смышляев, Ю.Ю. М
6. Платонова Н.И. Проблемы нормативно-правового регулирования оказания первичной медико-санитарной помощи в Российской Федерации / Н.И. Платонова, А.В. Смышляев // Право и политика. 2018. № 8. С. 114–121. EDN: YKWEHJ.
7. Смышляев А.В. Особенности обеспечения амбулаторной помощи в государственной системе здравоохранения Российской Федерации: правовой и управленческий аспекты / А.В. Смышляев // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 10. С. 41–46. DOI: 10.1
8. Смышляев А.В. Особенности реализации программно-целевого метода управления в системе оказания первичной медико-санитарной помощи в Российской Федерации на современном этапе / А.В. Смышляев // Государственная власть и местное самоуправление. 2022. № 2. С.
9. Царева О.В. Внедрение стимулирования медицинских организаций первичного звена здравоохранения на основании показателей результативности их деятельности / О.В. Царева, Н.С. Веселов // Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации. 2023. № 2.
10. Яковлева Т.В. Первичное звено здравоохранения – история, этапы, модернизация / Т.В. Яковлева [и др.] // Клинический вестник ФМБЦ им А.И. Бурназяна. 2022. № 2. С. 10–16. DOI: 10.33266/2782-6430-2022-2-10-16. EDN: IDAGWW.

Остальные статьи