Первичное звено государственной системы здравоохранения в Российской Федерации: организационно-правовой статус
Аннотация
Первичное звено является основой системы здравоохранения. Главная функция первичного звена — это оказание первичной медико-санитарной помощи населению по территориальноучастковому принципу через врачей «первого контакта». Существует разрыв между важностью первичного звена здравоохранения и низкой удовлетворенностью им со стороны населения. Одной из основных причин такого положения дел на текущий момент является ненадлежащий организационно-правовой статус первичного звена. Заявленное формирование трехуровневой системы здравоохранения необходимо базировать на более понятной архитектурной сети единиц здравоохранения. Необходимо согласование между типами объектов и осуществляемыми ими видами, условиями оказания и формами медицинской помощи.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 09/2024 |
Страницы | 23-27 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2024-9-23-27 |
Введение. В октябре 2019 г. на расширенном заседании президиума Государственного Совета Российской Федерации (далее – РФ) Владимир Путин обозначил необходимость развития первичного звена здравоохранения, указав на существующий разрыв между его важностью и низкой удовлетворенностью им со стороны населения. Первичное звено здравоохранения является основой, а не его периферией, и для его эффективной работы необходимо консолидировать и координировать усилия на всех уровнях власти.
Главная функция первичного звена – это оказание первичной медико-санитарной помощи (далее – ПМСП) населению по территориально-участковому принципу через врачей «первого контакта». Одной из проблематик функционирования механизма оказания медицинской помощи (далее – МП) на первичном уровне является сложность вычленения и обособления подразделений и медицинских организаций (далее – МО), оказывающих ПМСП населению. МО первичного звена существуют не изолировано. Они встроены в государственную систему здравоохранения. С одной стороны, это позволяет интегрировать первичные МО (подразделения) в общую систему здравоохранения и обеспечить преемственность и оптимальную маршрутизацию пациентов. С другой стороны, такое «несамостоятельное» положение и ограниченный текущий уровень лечебно-диагностических компетенций в сочетании с низким уровнем доверия со стороны населения выдвигает первичное звено на периферию системы здравоохранения. Одной из основных причин такого положения дел на текущий момент может быть ненадлежащий организационно-правовой статус первичного звена.
Цель данного исследования – провести актуальный анализ организационно-правового статуса первичного звена государственной системы здравоохранения в РФ в формате оперативной диагностики.
Материалом послужили актуальные нормативно-правовые акты РФ, выгруженные из лицензионной версии кроссплатформенной справочной правовой системы «КонсультантПлюс», данные официальных интернет-сайтов органов публичной власти РФ, а также публикации по исследуемой тематике в научно-практических журналах, входящих в РИНЦ. Метод исследования: качественный анализ источников (контент-анализ).