Медицинская помощь в аксио-телеологической интерпретации (по материалам практики конституционного правосудия)
Аннотация
В статье проанализирована взаимосвязь прикладной медицинской помощи и конституционноправовых гарантий ее оказания, а также роли разных видов судопроизводства в обеспечении права на медицинскую помощь. В центре внимания авторов — аксио-телеологическая интерпретация как основной метод конституционного правосудия. Приведены конкретные примеры аксио-телеологической интерпретации медицинской помощи в соотношении с другими конституционными ценностями. В результате сделаны выводы, подтверждающие, что аксио-телеологическая интерпретация медицинской помощи позволяет фактически буквально оценивать конституционность/ неконституционность спорного законоположения в медицинской сфере, а также основанной на нем практики.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 09/2024 |
Страницы | 18-22 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2024-9-18-22 |
Медицинская помощь является онтологическим понятием, имеющим вследствие этого собственную гносеологию, этику и аксиологию. Объективно взаимосвязанный ряд «человек – жизнь – здоровье – медицинская помощь» обусловливает познавательное (научное), нравственное (гуманистическое) и ценностное (аксио-телеологическое) содержание понятия «медицинская помощь». Вне человека и его жизни медицинская, правотворческая, утилитарная и любая другая социальная деятельность утрачивает свое предметное наполнение. Именно поэтому современная система публично-правового гарантирования статуса личности призвана обеспечить защиту человека как от внешних (к примеру, неправомерных действий третьих лиц), так и от внутренних (в частности, поддержание и восстановление здоровья) угроз. Исходное место в ней занимают конституционно-правовые гарантии и правосудие.
Медицинское вмешательство профилактического, диагностического, лечебного и реабилитационного свойства является следствием указанных гарантий, поскольку это, с одной стороны, обеспечивает публично-правовое участие в исполнении социальной функции государства (от формально-юридического гарантирования до контрольно-надзорного реагирования и применения мер юридической ответственности), а с другой стороны, позволяет минимизировать риски произвольности, необъективности и коррупциогенности в медицинской сфере. Несоблюдение таких гарантий является поводом для судебной защиты частных интересов в рамках правосудия.
Это означает, что, несмотря на онтологическое значение термина, эффективность медицинской помощи зависит как от непосредственного медицинского вмешательства, так и от качества правового регулирования, на которое влияет правоустановление и правореализация. Дефекты правового регулирования и (или) его исполнения приводят к проблемам:
– медицинского администрирования (например, в целях устранения разногласий между Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и медицинскими организациями в сфере оплаты медицинской помощи Министерством здравоохранения Российской Федерации совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования определены рекомендации по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования (письмо Минздрава России от 19 февраля 2024 г. № 31-2/200));
– оказания медицинской помощи (к примеру, доступность медицинской помощи в труднодоступных малонаселенных местностях Арктической зоны Российской Федерации зачастую обеспечивается не в управленческо-распорядительном, а в судебном порядке (Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15 сентября 2022 г. № 88а-16396/2022 по делу № 2а-105/2021, Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 8 февраля 2022 г. по делу № 88-2609/2022));