Правовая защита лиц, сообщающих о фактах коррупции, и их классификация
Аннотация
Лица, сообщающие о фактах коррупции, могут сыграть важную роль в раскрытии информации, которая в противном случае осталась бы незамеченной. Такие сведения позволяют повысить эффективность предотвращения, выявления и расследования коррупционных правонарушений. В статье приводятся примеры мер по защите информаторов, дана классификация следующих категорий таких лиц: уведомители, несущие соответствующую фидуциарную обязанность; информаторы — участники уголовного судопроизводства; добровольные разоблачители в рамках уголовного судопроизводства; конфиденты; анонимные информаторы и лица, сообщающие о фактах коррупции на рабочем месте. Отдельную группу составляют фасилитаторы — те, кто помогает рассматриваемым информаторам и также имеет право на защиту.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 09/2024 |
Страницы | 12-17 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2024-9-12-17 |
Законодательство Российской Федерации не содержит общего определения лица, сообщающего о фактах коррупции. На международном уровне акцентируется, что информаторы – это не изменники, а люди, которые демонстрируют мужество и готовы бороться с нарушениями, с которыми они сталкиваются. Это понимание требует изменений в глубоко укорененных культурных нормах, обусловленных социальными и политическими обстоятельствами.
Международная организация труда определяет такие действия информаторов как «сообщение сотрудников или бывших сотрудников о незаконных, нерегулярных, опасных или неэтичных действиях работодателей».
Французский закон Sapin II содержит определение осведомителя – «это физическое лицо, которое сообщает или раскрывает, без прямой финансовой компенсации и добросовестно, информацию, относящуюся к преступлению, правонарушению, угрозе или ущербу общим интересам». В Законе Сербии о защите информаторов «информатор» означает любое физическое лицо, которое осуществляет информирование в связи с его трудоустройством; процедурой приема на работу; пользованием услуг, оказываемых государственными и иными органами власти, обладателями публичных полномочий или публичных услуг; деловыми отношениями; правом собственности на юридическое лицо (п. 2 ст. 2).
Риск коррупции повышается в условиях, затрудняющих возможность сообщения о фактах коррупции, недостаточной защиты информаторов, что препятствует эффективному обеспечению соблюдения антикоррупционного законодательства. Если люди, владеющие информацией о фактах коррупции, не уверены в доступности мер к их защите, скорее всего, будут хранить молчание.
Существует несколько причин, по которым лица, скорее всего, не будут сообщать о фактах коррупции: