Научная обоснованность нормотворческой инициативы федеральных органов исполнительной власти
Аннотация
Игнорирование значимости роли науки и научного обоснования нормотворческих инициатив федеральных органов исполнительной власти чревато дефектами и некачественностью создаваемых правовых норм, что в конечном итоге влияет на состояние правового регулирования конкретных жизненных ситуаций. Обращая внимание на важность интенсификации научной составляющей в нормотворчестве, в статье предпринимается попытка определения некоторых слабых сторон этого процесса, с одной стороны, и преимуществ — с другой. В результате на положительном примере реализации нормотворческой функции органами внутренних дел Российской Федерации, прежде всего участия в ней научной организации и научных кадров, обосновывается перспективность учета и распространения соответствующего опыта на исполнительно-распорядительные органы.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 09/2024 |
Страницы | 39-46 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2024-9-39-46 |
Правовые условия, окружающие любого человека, являются во многом результатом нормотворческой деятельности, а их состояние и качество зависят от того, как процесс нормотворчества приводится в жизнь. При этом недостаточно увидеть потребность в правовом регулировании, более сложная и тонкая задача состоит в том, чтобы своевременно подобрать наиболее удачное и соответствующее сформированному запросу правовое решение.
Нет никакого сомнения, что рождаемая на первых порах, даже спонтанно, идея об урегулировании того или иного вопроса должна иметь под собой серьезную основу, а уже в процессе нормотворческой деятельности — обрасти всеми необходимыми для преобразования в норму права («готовый рецепт») атрибутивными качествами. Нормотворчество представляется сложным и многозадачным процессом, складывающимся из самостоятельных этапов, исходным смыслом для которого выступает качественное правовое преобразование общественной жизни.
Впрочем, объем нормативного материала постоянно разрастается: относительная малочисленность основных законов в предшествующее столетие сменилась обратной тенденцией — на новом 21-м рубеже только в одном календарному году принимается более пяти сотен федеральных законов. Что уж говорить о результатах подзаконного, локального или договорного нормотворчества!
В многочисленных публикациях по теме нормотворчества к нему обращаются как к разновидности интеллектуальной деятельности, юридического процесса, правовому институту, правовой категории и т.п. Нормотворчество как объективизированный юридический процесс представляет собой деятельность по созданию и формальному закреплению обязательных для участников разнообразных общественных отношений правил поведения. Последовательность действий, составляющих нормотворческий процесс, по-разному представляется в научной литературе. В одних случаях специалисты ограничиваются двумя этапами — собственно подготовкой нормативного правового акта и его принятием. А в других, напротив, выделяются пять и более этапов нормотворчества (или стадий, причем в ряде случаев допускается смешение этапов и стадий нормотворческой деятельности).
Обобщив теоретические подходы и практику нормотворчества, к его этапам можно отнести следующие: выявление потребности в нормативном правовом регулировании; решение вопроса о выборе направления и способа нормативного правового регулирования; выработку концепции нормативного правового акта; разработку его проекта с последующим процедурным рассмотрением (в том числе проведением правовых, независимых, лингвистических и иных экспертиз); принятие нормативного правового акта; опубликование принятого нормативного правового акта и вступление его в силу.