Дата публикации: 05.09.2024

Научная обоснованность нормотворческой инициативы федеральных органов исполнительной власти

Аннотация

Игнорирование значимости роли науки и научного обоснования нормотворческих инициатив федеральных органов исполнительной власти чревато дефектами и некачественностью создаваемых правовых норм, что в конечном итоге влияет на состояние правового регулирования конкретных жизненных ситуаций. Обращая внимание на важность интенсификации научной составляющей в нормотворчестве, в статье предпринимается попытка определения некоторых слабых сторон этого процесса, с одной стороны, и преимуществ — с другой. В результате на положительном примере реализации нормотворческой функции органами внутренних дел Российской Федерации, прежде всего участия в ней научной организации и научных кадров, обосновывается перспективность учета и распространения соответствующего опыта на исполнительно-распорядительные органы.




Правовые условия, окружающие любого человека, являются во многом результатом нормотворческой деятельности, а их состояние и качество зависят от того, как процесс нормотворчества приводится в жизнь. При этом недостаточно увидеть потребность в правовом регулировании, более сложная и тонкая задача состоит в том, чтобы своевременно подобрать наиболее удачное и соответствующее сформированному запросу правовое решение.

Нет никакого сомнения, что рождаемая на первых порах, даже спонтанно, идея об урегулировании того или иного вопроса должна иметь под собой серьезную основу, а уже в процессе нормотворческой деятельности — обрасти всеми необходимыми для преобразования в норму права («готовый рецепт») атрибутивными качествами. Нормотворчество представляется сложным и многозадачным процессом, складывающимся из самостоятельных этапов, исходным смыслом для которого выступает качественное правовое преобразование общественной жизни.

Впрочем, объем нормативного материала постоянно разрастается: относительная малочисленность основных законов в предшествующее столетие сменилась обратной тенденцией — на новом 21-м рубеже только в одном календарному году принимается более пяти сотен федеральных законов. Что уж говорить о результатах подзаконного, локального или договорного нормотворчества!

В многочисленных публикациях по теме нормотворчества к нему обращаются как к разновидности интеллектуальной деятельности, юридического процесса, правовому институту, правовой категории и т.п. Нормотворчество как объективизированный юридический процесс представляет собой деятельность по созданию и формальному закреплению обязательных для участников разнообразных общественных отношений правил поведения. Последовательность действий, составляющих нормотворческий процесс, по-разному представляется в научной литературе. В одних случаях специалисты ограничиваются двумя этапами — собственно подготовкой нормативного правового акта и его принятием. А в других, напротив, выделяются пять и более этапов нормотворчества (или стадий, причем в ряде случаев допускается смешение этапов и стадий нормотворческой деятельности).

Обобщив теоретические подходы и практику нормотворчества, к его этапам можно отнести следующие: выявление потребности в нормативном правовом регулировании; решение вопроса о выборе направления и способа нормативного правового регулирования; выработку концепции нормативного правового акта; разработку его проекта с последующим процедурным рассмотрением (в том числе проведением правовых, независимых, лингвистических и иных экспертиз); принятие нормативного правового акта; опубликование принятого нормативного правового акта и вступление его в силу.

Список литературы

1. Анисифорова М.В. Научная правовая экспертиза как гарантия качества административно-правовых норм / М.В. Анисифорова // Административное право и процесс. 2020. № 9. С. 27–31.
2. Кобец П.Н. Совершенствование работы в сфере проведения научной правовой экспертизы проектов федерального законодательства — приоритетное направление развития правовой системы / П.Н. Кобец // Современная наука. 2022. № 1. С. 53–56.
3. Краснов Ю.К. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 № 414–ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (постатейный) / Ю.К. Краснов, В.И. Шкатулла // СПС «КонсультантПлюс». 2022.
4. Пособие по организации нормотворческой деятельности в системе МВД России : пособие / В.В. Черников [и др.]. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : МВД России, 2006. 127 с.
5. Правотворчество как индикатор правовых ценностей: внутригосударственное, наднациональное и международное измерения : коллективная монография / С.В. Волкова, Н.И. Малышева, Е.Ю. Калинина [и др.] ; под редакцией И.Л. Честнова. Санкт-Петербург : Астерион, 20
6. Пчелинцев А.В. Теория правотворчества / А.В. Пчелинцев, А.Н. Шепелев // Государственная власть и местное самоуправление. 2024. № 2. С. 12–15.
7. Румянцев М.Б. Правотворчество в Российской Федерации : монография / М.Б. Румянцев. Чебоксары : Среда, 2019. 323 с.
8. Тонков Е.Е. Нормотворческая деятельность органов внутренних дел: понятие и сущность / Е.Е. Тонков, К.Е. Павлова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2016. № 3 (224). С. 153–159.
9. Черников В.В. Нормотворческая функция МВД России / В.В. Черников // Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского. 2016. № 5. С. 154–159.

Остальные статьи