Административно-правовое регулирование работы в организациях, наделенных государственно-властными полномочиями, как атрибут публичного управления
Аннотация
В статье рассматриваются особенности правового регулирования работы сотрудников организаций, реализующих отдельные государственно-властные полномочия, в частности государственных корпораций. Отмечается, что право работодателей таких организаций принимать локальные нормативные акты, в том числе устанавливающие ограничения, запреты и дополнительные обязанности работников, реализуется практически во всех подобных организациях. На основе анализа соответствующих локальных актов делается вывод, что требования, предъявляемые к работникам подобных организаций, их ограничения и запреты, как правило, не мягче аналогичных требований, ограничений и запретов, свойственных государственным служащим, а в некоторых случаях представляются вообще более жесткими. Утверждается, что административно-правовое регулирование работы в организациях, входящих в системы государственных корпораций, других некоммерческих структур, наделенных публично-властными полномочиями, становится атрибутом публичного управления.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 09/2024 |
Страницы | 35-38 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2024-9-35-38 |
Ранее мы писали об особенностях административно-правового положения организаций, реализующих отдельные государственно-властные полномочия, в частности государственных корпораций, отмечали их двойственную природу, включающую элементы статуса как некоммерческих юридических лиц, так и органов исполнительной власти. Говоря о подобных организациях, нельзя не учитывать и особенности правового регулирования работы их сотрудников, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом «О противодействии коррупции», Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2013 г. № 568, иными нормативными правовыми актами, в том числе локальными актами данных организаций.
Так, в соответствии со ст. 349.1 ТК РФ «Особенности регулирования труда работников государственных корпораций, публично-правовых компаний, государственных компаний» работники таких организаций в случаях и в порядке, установленных Правительством РФ, обязаны: представлять сведения о своих доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера и такие же данные относительно супруга (супруги), несовершеннолетних детей; сообщать работодателю о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая может привести к конфликту интересов. Работникам запрещается: участвовать в деятельности органов управления коммерческой организации (за исключением случаев, предусмотренных законом); осуществлять предпринимательскую деятельность; хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и др.
Соответствующие требования для таких работников сформулированы и в Федеральном законе «О противодействии коррупции». Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2013 г. № 568 указанные ограничения, запреты и обязанности также распространены на работников организаций, реализующих отдельные государственно-властные полномочия.
Но важно подчеркнуть, что, согласно ст. 8 ТК РФ, работодатели в пределах своей компетенции помимо прочего могут принимать локальные правовые акты, в которых сформулированы нормы трудового-правового характера. Подобное локальное нормотворчество в части ограничений, запретов и дополнительных обязанностей работников, во-первых, обусловливает соответствующее административно-правовое регулирование, а во-вторых, реализуется практически во всех подобных организациях.
Например, в Кодексе корпоративной этики публичного акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация» Государственной корпорации «Ростех» (в дальнейшем — ПАО «ОАК») содержится запрет на трудоустройство родственников в случае их непосредственного подчинения друг другу, при этом устанавливается ограниченный с учетом данного обстоятельства подбор кандидатов на вакантные должности.