Дата публикации: 05.09.2024

Административно-правовое регулирование работы в организациях, наделенных государственно-властными полномочиями, как атрибут публичного управления

Аннотация

В статье рассматриваются особенности правового регулирования работы сотрудников организаций, реализующих отдельные государственно-властные полномочия, в частности государственных корпораций. Отмечается, что право работодателей таких организаций принимать локальные нормативные акты, в том числе устанавливающие ограничения, запреты и дополнительные обязанности работников, реализуется практически во всех подобных организациях. На основе анализа соответствующих локальных актов делается вывод, что требования, предъявляемые к работникам подобных организаций, их ограничения и запреты, как правило, не мягче аналогичных требований, ограничений и запретов, свойственных государственным служащим, а в некоторых случаях представляются вообще более жесткими. Утверждается, что административно-правовое регулирование работы в организациях, входящих в системы государственных корпораций, других некоммерческих структур, наделенных публично-властными полномочиями, становится атрибутом публичного управления.




Ранее мы писали об особенностях административно-правового положения организаций, реализующих отдельные государственно-властные полномочия, в частности государственных корпораций, отмечали их двойственную природу, включающую элементы статуса как некоммерческих юридических лиц, так и органов исполнительной власти. Говоря о подобных организациях, нельзя не учитывать и особенности правового регулирования работы их сотрудников, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом «О противодействии коррупции», Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2013 г. № 568, иными нормативными правовыми актами, в том числе локальными актами данных организаций.

Так, в соответствии со ст. 349.1 ТК РФ «Особенности регулирования труда работников государственных корпораций, публично-правовых компаний, государственных компаний» работники таких организаций в случаях и в порядке, установленных Правительством РФ, обязаны: представлять сведения о своих доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера и такие же данные относительно супруга (супруги), несовершеннолетних детей; сообщать работодателю о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая может привести к конфликту интересов. Работникам запрещается: участвовать в деятельности органов управления коммерческой организации (за исключением случаев, предусмотренных законом); осуществлять предпринимательскую деятельность; хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и др.

Соответствующие требования для таких работников сформулированы и в Федеральном законе «О противодействии коррупции». Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2013 г. № 568 указанные ограничения, запреты и обязанности также распространены на работников организаций, реализующих отдельные государственно-властные полномочия.

Но важно подчеркнуть, что, согласно ст. 8 ТК РФ, работодатели в пределах своей компетенции помимо прочего могут принимать локальные правовые акты, в которых сформулированы нормы трудового-правового характера. Подобное локальное нормотворчество в части ограничений, запретов и дополнительных обязанностей работников, во-первых, обусловливает соответствующее административно-правовое регулирование, а во-вторых, реализуется практически во всех подобных организациях.

Например, в Кодексе корпоративной этики публичного акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация» Государственной корпорации «Ростех» (в дальнейшем — ПАО «ОАК») содержится запрет на трудоустройство родственников в случае их непосредственного подчинения друг другу, при этом устанавливается ограниченный с учетом данного обстоятельства подбор кандидатов на вакантные должности.

Список литературы

1. Анисифорова М.В. Государственная служба : учебное пособие / М.В. Анисифорова. Москва : Проспект, 2023. 592 с.
2. Астанин В.В. Конфликт интересов: практика управления рисками и их предупреждение в организациях, контролируемых госкорпорациями : практическое пособие / В.В. Астанин. Москва : Юстицинформ, 2024. 240 с.
3. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика / Г.В. Атаманчук. Москва : Издательство РАГС, 2002. 272 с.
4. Барабашев А.Г. Реформа государственной службы в России. История попыток реформирования с 1992 по 2000 год / А.Г. Барабашев, Х.А. Беков, В.А. Козбаненко [и др.]. Москва : Весь мир, 2003. 304 с.
5. Гришковец А.А. Государственная гражданская служба : учебный курс / А.А. Гришковец, Ю.В. Ростовцева, С.В. Фомина ; ответственный редактор Н.Ю. Хаманева. Москва : Дело и Сервис, 2014. 624 с.
6. Киреева Е.Ю. Правовой статус муниципальных служащих в Российской Федерации / Е.Ю. Киреева. Москва : Издательство РАГС, 2008. 184 с.
7. Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование / В.М. Манохин. Москва : Юристъ, 1997. 296 с.
8. Пресняков М.В. Служебное право Российской Федерации : учебное пособие / М.В. Пресняков, С.Е. Чанов. Москва : Норма, 2015. 448 с.
9. Россинский Б.В. Государственные корпорации как субъекты публичного управления / Б.В. Россинский // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2024. № 2. С. 153–160.
10. Россинский Б.В. Значение организаций, реализующих государственно-властные полномочия, в системе публичного управления / Б.В. Россинский // Административное право и процесс. 2024. № 2. С. 3–9.
11. Россинский Б.В. О системе публичного управления / Б.В. Россинский // Административное право и процесс. 2024. № 6. С. 3–6.
12. Старилов Ю.Н. Государственная служба и служебное право : учебное пособие / Ю.Н. Старилов. Москва : Норма, 2023. 448 с.

Остальные статьи