Дата публикации: 05.09.2024

Меры судебного административного понуждения: основания, признаки и виды

Аннотация

В статье акцентировано внимание на многообразии видов мер судебного административного принуждения, применяемых судьями судов общей юрисдикции и арбитражных судов за неисполнение или ненадлежащее исполнение административных актов и судебных решений по административным делам в установленный в них срок, в целях понуждения к надлежащему и в полном объеме их принудительному исполнению, которые в обобщенном виде предлагается называть мерами судебного административного понуждения. С учетом проведенного комплексного анализа правоприменительной практики судов и норм ныне действующего административного и административно-процессуального законодательства Российской Федерации (КоАП РФ, КАС РФ, АПК РФ, Федерального закона «Об исполнительном производстве», федеральных законов о контрольнонадзорной деятельности), регулирующих основания и порядок применения мер судебного административного понуждения, в статье обозначены виды и признаки данных мер, вскрыты актуальные проблемы фрагментарности регулирования судебных административно-процессуальных порядков их применения и принудительного исполнения, предложены возможные варианты их разрешения.




Тенденции развития современной правовой системы Российской Федерации свидетельствуют о расширении роли судов общей юрисдикции и арбитражных судов в применении мер понуждения к надлежащему и в полном объеме исполнению административных актов органов публичной администрации и судебных решений по административным делам, ранее не исполненных в установленный в них срок для добровольного исполнения, которые в обобщенном виде предлагается называть мерами судебного административного понуждения или судебными административно-понудительными мерами правового принуждения.

В специальной юридической литературе в настоящее время судебному административному понуждению не уделено особого внимания. В совместных научных трудах Н.Г. Салищевой и Н.Ю. Хаманевой в Особенной части законодательного акта об административном судопроизводстве предлагалось урегулировать отдельные виды производства применительно к специфике публично-правовых отношений, в том числе по делам о прекращении или приостановлении деятельности общественных объединений и религиозных организаций, которые в последующим были урегулированы в гл. 27 КАС РФ в части приостановления или ликвидации политической партии, другого общественного объединения, религиозной или иной некоммерческой организации. Разрешение судами общей юрисдикции данной категории дел о ликвидации общественного объединения непосредственно связано с административным понуждением, поскольку основанием для применения данных мер в силу закона является неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений (ст. 44 ФЗ «Об общественных объединениях»). Учеными-административистами меры, применяемые в случае неисполнения предписаний контрольно-надзорных органов, называются по-разному и применительно к внесудебному административному принуждению: 1) мерами административного восстановления, направленными на восстановление нарушенного неправомерным поведением лица правового состояния путем понуждения этого лица к исполнению ранее возложенной, но не исполненной юридической обязанности, восстановлению нарушенных прав других лиц, устранению вредных последствий правонарушения, а также административно-восстановительными мерами организационно-распорядительного характера (понуждение восстановить ранее существовавшее правовое положение); 2) мерами административного исполнения, направленными на обеспечение исполнения лицом неисполненной им обязанности или законно предъявленного к нему требования.

Тем не менее в правоприменительной практике судов общей юрисдикции и арбитражных судов в мотивировочной части решений достаточно широко используется формулировка «понуждение к исполнению предписаний об устранении нарушений обязательных требований», «понуждение к исполнению ранее выданного предписания», «понуждение к устранению нарушений жилищного законодательства» в ходе разрешения дел, возникающих из контрольно-надзорных правоотношений по обращениям органов государственного контроля (надзора) в суд в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний.

Заметим, что в толковых словарях «понуждение» означает приневоливание, принуждение, нажим, заставление, которое благодаря законодателю вошло в оборот правоприменительной практики судов по обращениям контрольно-надзорных органов в целях обеспечения принудительного исполнения административных актов в виде предписаний (требований), которые не были исполнены физическими лицами и организациями в установленный в них срок.

Список литературы

1. Бахрах Д.Н. Административное принуждение в СССР, его виды и основные тенденции развития : автореферат диссертации доктора юридических наук / Д.Н. Бахрах. Москва, 1972. 39 с.
2. Кононов П.И. Основные категории административного права и процесса : монография / П.И. Кононов. Москва : Юрлитинформ, 2013. 415 с.
3. Макарейко Н.В. Административное право : учебное пособие для вузов / Н.В. Макарейко. 11-е изд., перераб. и доп. Москва : Юрайт, 2019. 280 с.
4. Осинцев Д.В. Методы административно-правового воздействия : автореферат диссертации доктора юридических наук / Д.В. Осинцев. Екатеринбург, 2013. 54 с.
5. Салищева Н.Г. Административная юстиция, административное судопроизводство. Москва, 2002. / Н.Г. Салищева, Н.Ю. Хаманева // Н.Г. Салищева. Избранное. Москва : РАП, 2011. 568 с.
6. Старилов Ю.Н. Общее административное право : учебник. В 2 частях. Ч. 1 / под редакцией Ю.Н. Старилова. 2-е изд., пересмотр. и доп. Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2016. 760 с.
7. Стахов А.И. Публичная администрация: понятие, структура, система / А.И. Стахов, Н.В. Ландерсон // Административное право и процесс. 2021. № 10. С. 4–15.

Остальные статьи