Меры судебного административного понуждения: основания, признаки и виды
Аннотация
В статье акцентировано внимание на многообразии видов мер судебного административного принуждения, применяемых судьями судов общей юрисдикции и арбитражных судов за неисполнение или ненадлежащее исполнение административных актов и судебных решений по административным делам в установленный в них срок, в целях понуждения к надлежащему и в полном объеме их принудительному исполнению, которые в обобщенном виде предлагается называть мерами судебного административного понуждения. С учетом проведенного комплексного анализа правоприменительной практики судов и норм ныне действующего административного и административно-процессуального законодательства Российской Федерации (КоАП РФ, КАС РФ, АПК РФ, Федерального закона «Об исполнительном производстве», федеральных законов о контрольнонадзорной деятельности), регулирующих основания и порядок применения мер судебного административного понуждения, в статье обозначены виды и признаки данных мер, вскрыты актуальные проблемы фрагментарности регулирования судебных административно-процессуальных порядков их применения и принудительного исполнения, предложены возможные варианты их разрешения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 09/2024 |
Страницы | 23-29 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2024-9-23-29 |
Тенденции развития современной правовой системы Российской Федерации свидетельствуют о расширении роли судов общей юрисдикции и арбитражных судов в применении мер понуждения к надлежащему и в полном объеме исполнению административных актов органов публичной администрации и судебных решений по административным делам, ранее не исполненных в установленный в них срок для добровольного исполнения, которые в обобщенном виде предлагается называть мерами судебного административного понуждения или судебными административно-понудительными мерами правового принуждения.
В специальной юридической литературе в настоящее время судебному административному понуждению не уделено особого внимания. В совместных научных трудах Н.Г. Салищевой и Н.Ю. Хаманевой в Особенной части законодательного акта об административном судопроизводстве предлагалось урегулировать отдельные виды производства применительно к специфике публично-правовых отношений, в том числе по делам о прекращении или приостановлении деятельности общественных объединений и религиозных организаций, которые в последующим были урегулированы в гл. 27 КАС РФ в части приостановления или ликвидации политической партии, другого общественного объединения, религиозной или иной некоммерческой организации. Разрешение судами общей юрисдикции данной категории дел о ликвидации общественного объединения непосредственно связано с административным понуждением, поскольку основанием для применения данных мер в силу закона является неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений (ст. 44 ФЗ «Об общественных объединениях»). Учеными-административистами меры, применяемые в случае неисполнения предписаний контрольно-надзорных органов, называются по-разному и применительно к внесудебному административному принуждению: 1) мерами административного восстановления, направленными на восстановление нарушенного неправомерным поведением лица правового состояния путем понуждения этого лица к исполнению ранее возложенной, но не исполненной юридической обязанности, восстановлению нарушенных прав других лиц, устранению вредных последствий правонарушения, а также административно-восстановительными мерами организационно-распорядительного характера (понуждение восстановить ранее существовавшее правовое положение); 2) мерами административного исполнения, направленными на обеспечение исполнения лицом неисполненной им обязанности или законно предъявленного к нему требования.
Тем не менее в правоприменительной практике судов общей юрисдикции и арбитражных судов в мотивировочной части решений достаточно широко используется формулировка «понуждение к исполнению предписаний об устранении нарушений обязательных требований», «понуждение к исполнению ранее выданного предписания», «понуждение к устранению нарушений жилищного законодательства» в ходе разрешения дел, возникающих из контрольно-надзорных правоотношений по обращениям органов государственного контроля (надзора) в суд в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний.
Заметим, что в толковых словарях «понуждение» означает приневоливание, принуждение, нажим, заставление, которое благодаря законодателю вошло в оборот правоприменительной практики судов по обращениям контрольно-надзорных органов в целях обеспечения принудительного исполнения административных актов в виде предписаний (требований), которые не были исполнены физическими лицами и организациями в установленный в них срок.