Публичная администрация и административно-публичная деятельность в Российской Федерации
Аннотация
В статье вскрывается проблема приведения в соответствие с конституционным требованием совместной деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, поднятая Н.Г. Салищевой. Из комплексного анализа последней редакции Конституции РФ, а также действующего публичного законодательства выделяется массив административного и административно-процессуального законодательства Российской Федерации, сформировавшийся в настоящее время. Применительно к современным административным и административно-процессуальным правоотношениям обосновывается объединение органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также организаций, имеющих статус государственного или иного органа, в единую систему, называемую публичной администрацией Российской Федерации. Представлены ключевые элементы (цель, задачи, функции, формы), раскрывающие специфику административно-публичной деятельности, осуществляемой в Российской Федерации. Сделан обобщающий вывод о том, что представленные научно обоснованные подходы к пониманию административного и административно-процессуального законодательства Российской Федерации, органов и должностных лиц публичной администрации Российской Федерации, а также процессуальных и внепроцессуальных форм административно-публичной деятельности, осуществляемых данными органами (должностными лицами) в Российской Федерации, могут лечь в основу концепции федерального закона «О публичной администрации Российской Федерации», посредством которого возможно решить проблему приведения совместной правоприменительной деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также организаций, имеющих статус государственного или иного органа, в строгое соответствие со ст. 2, 18, 72, 132 Конституции РФ.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 09/2024 |
Страницы | 9-18 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2024-9-9-18 |
В текущем году научное сообщество административистов России отмечает 100-летие Надежды Георгиевны Салищевой, чьи прозорливые научные позиции до настоящего времени не утратили актуальности.
В своем творческом наследии Н.Г. Салищева неоднократно обращается к анализу конституционных норм, применимых к современной системе публичных правоотношений. Так, например, в 2000 г. Н.Г. Салищева рассматривает ст. 18 Конституции Российской Федерации в качестве «фундамента механизма взаимодействия исполнительной и судебной власти». При этом, оценивая регулирующее воздействие ст. 10 Конституции РФ, указывает на то, что исполнительная власть и судебная власть «самостоятельны и действуют независимо». Несколько позже, в 2002 г., Н.Г. Салищева вновь обращается к анализу положений ст. 18 Конституции РФ и утверждает, что «реализация конституционных норм, гарантирующих право каждому на судебную защиту его прав и свобод, требует создания адекватных правовых институтов. Эта задача имеет особую актуальность в современных условиях жизни российского общества, поскольку деятельность органов публичной администрации (органов исполнительной власти и органов местного самоуправления) и их должностных лиц еще не соответствует конституционным требованиям».
Важно отметить, что в соответствии с поправкой, внесенной в ч. 3 ст. 132 Конституции РФ Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», органы местного самоуправления и органы государственной власти (в том числе, очевидно, органы исполнительной власти) входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.
Таким образом, можно прийти к выводу, что последняя редакция Конституции РФ официально подтвердила функциональное единство органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в составе публичной власти, тем самым возвела на новый уровень проблему приведения деятельности данных органов публичной власти в соответствие с установленными конституционными требованиями, поставленную Н.Г. Салищевой два десятилетия назад.
К счастью, в последнее десятилетие кафедрой административного права и процесса Российского государственного университета правосудия, с гордостью носящей имя Надежды Георгиевны Салищевой, в научных и учебных изданиях разработаны ключевые научно обоснованные подходы конституционализации административного права Российской Федерации, а также широко представлен интегративный подход к пониманию современного административного процесса, в полной мере соответствующий Конституции Российской Федерации, которые в совокупности крайне необходимы для решения вскрытой проблемы.