К вопросу о соотношении эколого-правовой и земельно-правовой ответственности природопользователей
Аннотация
В статье рассматривается процесс историко-методологического становления института эколого-правовой ответственности и дальнейшего выделения земельно-правовой ответственности за нарушения при обращении с землей и земельными участками. Для достижения указанной цели проводится анализ формирования понимания характера взаимодействия человека при обращении с природными ресурсами с учетом философских концепций антропоцентризма, биоцентризма и экоцентризма. Приводятся различные доктринальные точки зрения на определение места и роли эколого-правовой ответственности в системе российского права, а также на необходимость выделения земельно-правовой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Правовые вопросы недвижимости № 03/2024 |
Страницы | 23-27 |
Расширение промышленного производства и обеспечение устойчивого экономического развития невозможны без интенсивной добычи природных ресурсов. К сожалению, в условиях технологической гонки за достижением экономического доминирования вопросы рационального и ответственного использования имеющихся средств отходят на второй план. В результате на территории нашей страны образуются объекты экологического вреда, располагающиеся на деградированных, заброшенных земельных участках. Зачастую ответственность за ликвидацию наиболее крупных объектов экологического вреда приходится брать на себя государству.
Аспекты взаимоотношений человека и окружающего мира, пределы использования природных ресурсов для удовлетворения человеческих потребностей рассматриваются в философии экологии или экологической философии. В рамках философии экологии исследуется вопрос экологической этики — системы экологически ориентированных правил взаимодействия человека и природы, — различные модели (парадигмы) которой соответствуют тем или иным вариантам экологического развития человечества и сопутствующим им типам экологического сознания. И.К. Лисеев дает следующее определение: «этика в экологическом смысле — ограничение свободы действий в борьбе за существование, в конечном итоге способствующее выживанию человечества».
Наиболее древним и известным подходом является антропоцентризм, согласно которому человек объявляется высшей ценностью, противопоставляется живой природе, а также пропагандируется хищническое отношение к окружающему миру и его ресурсам. Антропоцентризм является спутником техногенной цивилизации, полагающейся в своем развитии на достижение технологического совершенства с помощью науки, техники и использования природных ресурсов. С осознанием человека как части природы, неотъемлемого элемента целостной системы живого мира, антропоцентризм стал рассматриваться как реакционное направление.
Во второй половине XX в. в противовес антропоцентризму стал развиваться биоцентризм, основанный на этике «благоговения перед жизнью» А. Швейцера, а также концепции глубинной экологии А. Нэсса. В своей теории А. Нэсс описывал поверхностную экологию, основанную на технологическом оптимизме, научном росте и возможности решения экологических проблем в рамках существующего индустриального общества, и глубинную экологию, которая подразумевает принятие новой духовности в отношении природы и отмену «частной собственности» на объекты природы. Отмечается, что глубинная экология формирует этику экологической ответственности человека и противопоставляется поверхностной экологии так же, как биоцентризм и антропоцентризм.
Результатом развития идей биоцентризма является выработка экосистемного подхода к регулированию экологических отношений, в настоящее время набирающего популярность в международном экологическом праве. Экосистемный подход предполагает создание государственного регулирования, направленного на обеспечение функционирования экосистем в пределах естественных экологических границ, ответственное и устойчивое использование природных ресурсов и сохранение внутренней целостности экологической среды.