Дата публикации: 22.08.2024

Право и «умный город»

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования новой модели градостроительства и управления городским хозяйством, получившим универсальное название «умный город». Представлено, что внедрение цифровых технологий меняет традиционное представление об урбанистике, обусловливает процесс децентрализации управления, усиливает значение данных и алгоритмов их обработки при принятии правоприменительных решений.




Цифровая трансформация управления городским хозяйством благодаря последовательному и быстрому развитию распространила свое влияние на смежные сферы, расширив тем самым как понятие «городское хозяйство», так и «городское управление». Эти изменения затронули различные аспекты взаимодействия органов публичной власти, граждан и их объединений, юридических лиц, задействованных в организации коммунальных услуг. Тем самым внедряемое активное соучастие (партисипативность) стало охватывать собой и порядок застройки муниципальных образований, и транспортную доступность, и наличие культурных объектов, и новеллы в обеспечении безопасности общественных пространств, и многое другое. С помощью цифровой инфраструктуры все участники могут влиять на систему планирования и воплощения принятых решений в жизнь в режиме реального времени. Процесс реформирования получил емкое название «умный город».

В Российской Федерации Приказом Минстроя России от 25 декабря 2020 г. № 866/пр утверждена Концепция проекта цифровизации городского хозяйства «Умный город», которая стала продолжением Национального проекта «Жилье и городская среда» (паспорт проекта утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).

Концепция представляет единое определение: «Умный город — это подход к развитию города, использующего цифровые инструменты для повышения уровня жизни, качества услуг и эффективности управления при обязательном удовлетворении потребностей настоящего и будущих поколений во всех актуальных аспектах жизни». Одновременно выделены функциональные направления развития: городская среда, безопасный город, цифровое городское управление, инвестиционный климат, благосостояние людей.

Следует отметить, что представленная идея «умный город» носит универсальный характер. Так, ее активно продвигает Центр регионального развития ООН (UNCRD), который в 2021 г. запустил одноименный проект, целью которого является предоставление технической помощи и поддержки лицам, определяющим городскую политику, планировщикам и городским чиновникам, в целях создания их городов и сообществ более безопасными, умными, эффективными, устойчивыми и инклюзивными, пригодными для жизни и устойчивыми благодаря специальным решениям «умный город». В обосновании проекта указывается та сложная ситуация, которая возникла в результате распространения коронавирусной инфекции. Пандемия привела к ускорению внедрения многих цифровых технологий, позволяющих минимизировать личные контакты граждан, но не в ущерб формированию коммуникативных связей. Жители больших городов в первую очередь наблюдали, как использование различных приложений облегчило получение многих социальных услуг, создало систему контроля для заболевших COVID-19, способствовало реализации различных прав. Были выявлены и негативные элементы, которые осветим чуть ниже.

Список литературы

1. Карлаш Д.С. Правовое регулирование цифровых следов и цифровых теней при обработке больших данных / Д.С. Карлаш // Вестник арбитражной практики. 2023. № 6. С. 14–21.
2. Родионов И.А. Предмет и гражданско-правовая природа договоров об обработке больших данных (на примере пользовательских соглашений) / И.А. Родионов // Хозяйство и право. 2024. № 4 (567). С. 37–48.
3. Романова А.Ю. К вопросу о правовом режиме Больших данных / А.Ю. Романова // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 8. С. 20–25.
4. Экономическое право: учебник / Н.С. Бондарь, Р.В. Амелин, Д.А. Артемова [и др.] ; под научной редакцией Н.С. Бондаря. Москва : Проспект, 2021. 352 с.
5. Ding, W. Regulating the Use of Big Data: Justifications, Perspectives and the Chinese Way Forward / W. Ding, L. Chen // Computer Law & Security Review. 2022. Vol. 46. Art. 105729.
6. Erie, M.S. The Beijing Effect: China's «Digital Silk Road» as Transnational Data Governance / M.S. Erie, T. Streinz // New York University Journal of International Law and Politics. 2021. Vol. 54. Iss. 1. Р. 1–92.
7. Geffray, Е. The Political and Legal Consequences of Smart Cities / Е. Geffray // Field Actions Science Reports. 2017. Special Issue 16. Р. 11–15.
8. Gulia, P. Legal Issues Related to Big Data / P. Gulia // International Journal of Advanced Research in Engineering and Technology (IJARET). 2020. Vol. 11. Iss. 7. Р. 629–638.
9. He, L. Assessing the Smart City: A Review of Metrics for Performance Assessment, Risk Assessment and Construction Ability Assessment / L. He // Cogent Economics & Finance. 2023. Vol. 11. Iss. 2. Art. 2273651.
10. Li, G. Evaluation on Construction Level of Smart City: An Empirical Study from Twenty Chinese Cities / G. Li, Y. Wang, J. Luo, Y. Li // Sustainability. 2018. Vol. 10. Iss. 9. Art. 3348.
11. Naiki, Y. Smart Cities and International Trade Law / Y. Naiki // World Trade Review. 2024. Р. 1–22. DOI:1 0.1017/S1474745624000077.
12. Söderström, O. Smart Cities as Corporate Storytelling / O. Söderström, T. Paasche, F. Klauser // City. 2014. Vol. 18. Iss. 3. Р. 307–320.
13. Wang, B. Becoming Smarter through Smart City Pilot Projects: Experiences and Lessons from China since 2013 / B. Wang, B.P.Y. Loo, G. Huang // Journal of Urban Technology. 2021. Vol. 29. Iss. 4. Р. 3–24.

Остальные статьи