Дата публикации: 22.08.2024

Публичный сервитут как основание использования земельных участков, занятых линейными объектами

Аннотация

В статье проанализированы особенности публичного сервитута как механизма, направленного на обеспечение возможности эффективного использования земель и земельных участков, для размещения линейных объектов заинтересованными лицами. Сделан акцент на вопросах, касающихся определения сущности актов, устанавливающих публичные сервитуты, диспозитивного подхода в судебной практике относительно наличия возможности выбора публичного и гражданско-правового сервитутов. По результатам проведенного анализа сделан вывод об отсутствии ограничений и произвольного применения отдельных норм, регулирующих порядок установления публичного сервитута, на примере соотношения доктринального и правоприменительного подходов в реализации положений земельного и специальных законодательных актов с точки зрения существующей юридической техники.




Исследуемые положения земельного законодательства прямо предусматривают порядок установления публичного сервитута на основании решения органов публичной и местной власти, требования гражданского законодательства на которые не распространяются.

Актуальную редакцию ст. 23 ЗК РФ справедливо критикует В.А. Майборода, ставя под сомнение юридико-технический подход законодателя в изложении двух различных правовых явлений (сервитута и публичного сервитута), имеющих прямо предусмотренное разграничение как по основаниям установления, так и по своей правовой природе в целом.

Проводя соотношение актуальной и утратившей силу редакций ст. 23 ЗК РФ, А.Л. Корнеев обращает внимание на необходимость выяснения сущности правовых актов, определяющих установление публичного сервитута, с точки зрения критерия разграничения на нормативные и ненормативные правовые акты.

По мнению автора, публичный сервитут обладает отличительным от гражданско-правового сервитута критерием, позволяющим отнести его к нормативным правовым актам, в связи с возможностью неоднократного применения.

Тем не менее, учитывая относительно устоявшийся подход в определении ненормативного правового акта, следует отметить, что публичный сервитут, установленный на земельном участке, находящемся в собственности одного лица, по своей правовой природе действует на собственника и неограниченный круг лиц по-разному.

Список литературы

1. Горелова Е.Ю. Особенности размещения линейных объектов на основании публичного сервитута / Е.Ю. Горелова // Экологическое право. 2021. № 4. С. 20–22.
2. Иванов А. Новая жизнь публичных сервитутов / А. Иванов, М. Бочаров, Е. Суханов [и др.] // Закон. 2018. № 10. С. 17–38.
3. Игнатьева И.А. Земельные споры при размещении объектов электроэнергетики на основании установления публичного сервитута: особенности, проблемы, тенденции / И.А. Игнатьева // Российский юридический журнал. 2019. № 3. С. 146–156.
4. Игнатьева И.А. Модернизация публичного сервитута и потенциальные основания для земельных споров при размещении объектов электроэнергетики / И.А. Игнатьева // Судья. 2019. № 3. С. 38–42.
5. Корнеев А.Л. Условия установления публичного сервитута / А.Л. Корнеев // Экологическое право. 2022. № 2. С. 34–38.
6. Краснова Т.С. Публичный сервитут для размещения линейного объекта: комментарий к новеллам Земельного кодекса РФ / Т.С. Краснова // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2019. № 3. С. 124–144.
7. Майборода В.А. Установление публичного сервитута для отдельных целей в отношении части земельного участка / В.А. Майборода // Нотариус. 2020. № 4. С. 41–44.
8. Малинникова А.И. Особенности установления публичного сервитута в целях размещения инженерных сооружений / А.И. Малинникова // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2023. № 1. С. 104–110.

Остальные статьи