Публичный сервитут как основание использования земельных участков, занятых линейными объектами
Аннотация
В статье проанализированы особенности публичного сервитута как механизма, направленного на обеспечение возможности эффективного использования земель и земельных участков, для размещения линейных объектов заинтересованными лицами. Сделан акцент на вопросах, касающихся определения сущности актов, устанавливающих публичные сервитуты, диспозитивного подхода в судебной практике относительно наличия возможности выбора публичного и гражданско-правового сервитутов. По результатам проведенного анализа сделан вывод об отсутствии ограничений и произвольного применения отдельных норм, регулирующих порядок установления публичного сервитута, на примере соотношения доктринального и правоприменительного подходов в реализации положений земельного и специальных законодательных актов с точки зрения существующей юридической техники.
Тип | Статья |
Издание | Правовые вопросы недвижимости № 03/2024 |
Страницы | 12-14 |
Исследуемые положения земельного законодательства прямо предусматривают порядок установления публичного сервитута на основании решения органов публичной и местной власти, требования гражданского законодательства на которые не распространяются.
Актуальную редакцию ст. 23 ЗК РФ справедливо критикует В.А. Майборода, ставя под сомнение юридико-технический подход законодателя в изложении двух различных правовых явлений (сервитута и публичного сервитута), имеющих прямо предусмотренное разграничение как по основаниям установления, так и по своей правовой природе в целом.
Проводя соотношение актуальной и утратившей силу редакций ст. 23 ЗК РФ, А.Л. Корнеев обращает внимание на необходимость выяснения сущности правовых актов, определяющих установление публичного сервитута, с точки зрения критерия разграничения на нормативные и ненормативные правовые акты.
По мнению автора, публичный сервитут обладает отличительным от гражданско-правового сервитута критерием, позволяющим отнести его к нормативным правовым актам, в связи с возможностью неоднократного применения.
Тем не менее, учитывая относительно устоявшийся подход в определении ненормативного правового акта, следует отметить, что публичный сервитут, установленный на земельном участке, находящемся в собственности одного лица, по своей правовой природе действует на собственника и неограниченный круг лиц по-разному.