Дата публикации: 12.09.2024

Правовое регулирование формирования и управления «подушкой безопасности» как инструмента антикризисной политики государства

Аннотация

В статье анализируются сущность, цели, задачи, а также история становления и трансформации Фонда национального благосостояния России. Проанализирована роль Фонда национального благосостояния в развитии экономики страны, выявлены особенности его формирования и использования в разные периоды существования. Обозначены актуальные проблемы Фонда национального благосостояния на текущий момент, предложены возможные направления его развития и эффективного использования на современном этапе. В заключение предложены возможные пути изменения нынешней стратегии управления средствами Фонда национального благосостояния и проанализированы проблемы, с которыми государство может столкнуться при реализации данных изменений.




Вложить деньги в себя или оставить на «черный день»? Такой вопрос решают не только люди, но и целые государства. На протяжении последних 20 лет Россия в поиске решения данного вопроса. Проблема формирования так называемой «подушки безопасности» для бюджета и государства на сегодняшний день очень актуальная и дискуссионная. Эффективность реализации «подушки безопасности» в нашей стране отражена в основных направлениях развития нашего государства и в стратегических планах на будущее.

Так как Россия богата природными ресурсами и доля налоговых платежей от их реализации во времена создания суверенного фонда составляла почти 90% бюджета, руководством страны принято решение о создании «подушки безопасности» в виде бюджетного резерва.

Реализация принципа сбережения на «черный день» пришлась на период, когда спрос и цена на нефтегазовые ресурсы во всем мире возросли и превысили заложенные объемы и стоимость в бюджете страны.

При разработке бюджетного резерва Министерство финансов РФ за образец взяло суверенный фонд для накопления доходов от продажи нефти, существующий в Норвегии. Основной предпосылкой для создания бюджетного резерва в России являлась высокая зависимость экономики и финансовой системы от внешнеэкономических факторов. В итоге в России был создан Стабилизационный фонд, прародитель Фонда национального благосостояния, на основании Федерального закона РФ от 23 декабря 2003 г. № 184-ФЗ «О внесении дополнений в Бюджетный кодекс РФ в части создания Стабилизационного фонда РФ», вступившего в законную силу с 1 января 2004 г.

С целью формирования Стабилизационного фонда РФ была установлена цена отсечения 20 долл. США за баррель нефти марки Brent, все, что зарабатывалось нефтяными компаниями свыше 20 долл. США, направлялось на формирование Стабилизационного фонда России. Поскольку цены на нефть ежегодно росли, государству удалось в период с 2004 по 2007 г. сформировать объем Стабилизационного фонда в размере около 40% всех нефтяных доходов. С 2005 г. денежные средства Стабилизационного фонда были направлены на погашение внешнего долга России перед Парижским клубом и МВФ (Международный валютный фонд), также небольшую сумму отправили на покрытие дефицита Пенсионного фонда РФ. В 2007 г. Правительство РФ и Министерство финансов РФ потратили примерно 300 млрд рублей на финансирование Внешэкономбанка, «Роснанотех» и на увеличение объема Инвестиционного фонда России.

Список литературы

1. Кучеров И.И. Слагаемые финансовой безопасности и ее правовое обеспечение / И.И. Кучеров // Журнал российского права. 2017. № 6 (246). С. 69–79.
2. Поветкина Н.А. Концепция правового обеспечения устойчивости Российской Федерации / Поветкина Н.А. // Журнал российского права. 2015. № 8 (224). С. 77–89.
3. Смирникова Ю.Л. Субъекты исполнительной власти: финансово-правовые аспекты деятельности / Ю.Л. Смирникова // Административное право и процесс. 2016. № 5. С. 55–58.
4. Тюрина Ю.Г. Ключевые особенности управления фондом национального благосостояния России в современных условиях / Ю.Г. Тюрина, Н.Д. Вахромов // Управленческий учет. 2022. № 12–4. С. 1181–1190.
5. Финансовое право : учебник для среднего профессионального образования / Е.М. Ашмарина [и др.] ; под редакцией Е.М. Ашмариной. 3-е изд., перераб. и доп. Москва : Юрайт, 2019. 370 с.

Остальные статьи