Проблемы определения правомерности использования изображения гражданина без его согласия в публичных интересах (на примере сотрудников полиции)
Аннотация
В статье исследуются спорные вопросы допустимости использования изображения гражданина без его согласия в публичных интересах. Критическому анализу подвергнуто содержание категории «публичный интерес», неопределенность которого порождает противоречивую судебную практику, в частности, при решении вопроса о наличии такого интереса в случаях распространения изображения сотрудников полиции, полученного при исполнении ими служебных обязанностей. Раскрывается потребность в необходимости дачи дополнительных разъяснений Верховным Судом РФ по правилам применения подп. 1 п. 1 ст. 152.1 ГК РФ.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юрист № 09/2024 |
Страницы | 43-48 |
DOI | 10.18572/1812-3929-2024-9-43-48 |
Вопрос правовой охраны изображения гражданина приобрел в последние годы особую актуальность, что объясняется в первую очередь стремительным развитием информационных технологий и, прежде всего, сети Интернет, позволяющей оперативно, а зачастую практически беспрепятственно, распространять любые сведения о любых лицах.
В цивилистической науке под изображением понимается предназначенная для зрительного восприятия информация о физическом лице, воспроизведенная в любой объективной форме, обладающая совокупностью неповторимых индивидуальных признаков и характеристик элементов внешности этого физического лица. Иными словами, изображение — это фиксация внешнего облика гражданина. В Гражданском кодексе РФ (далее — ГК РФ) ст. 152.1 «Охрана изображения гражданина» помещена в гл. 8 «Нематериальные блага и их защита». Следовательно, по смыслу закона право на изображение — вполне самостоятельное личное неимущественное право, которое не является составной частью иных прав (честь, достоинство, неприкосновенность частной жизни и т.д.).
В качестве общего правила п. 1 ст. 152.1 ГК РФ устанавливает принципиальный запрет обнародования и использования изображения гражданина без его согласия, распространяющийся, как справедливо отмечено в юридической литературе, на любые формы и способы такого использования. Нарушение права на изображение влечет возможность лица требовать применения способов защиты (удаления изображения, пресечения его дальнейшего распространения, компенсации морального вреда).
Анализ практики разрешения судами соответствующих споров приводит к выводу о не столь очевидной перспективе защиты в случаях, когда распространяется изображение так называемых «публичных фигур», в частности представителей органов власти. Причиной этого выступает одно из предусмотренных в законе исключений из общего правила, определяющее, что согласие гражданина не требуется, если его изображение используется в государственных, общественных или иных публичных интересах (подп. 1 п. 1 ст. 152.1 ГК РФ). Особенно остро данный вопрос касается сотрудников полиции как государственной структуры, наиболее приближенной к населению.
В подобных ситуациях, на наш взгляд, возникает конфликт частных и публичных интересов. С одной стороны, каждый гражданин имеет конституционное право на свободный поиск, получение и передачу, производство и распространение информации любым законным способом, ст. 8 Федерального закона «О полиции» провозглашает принцип открытости и публичности деятельности полиции. Однако, с другой — фото и видеосъемка предполагают получение и фиксацию внешнего облика гражданина, право на который является объектом правовой охраны.