Назначение торгов, применяемых при распоряжении публичным имуществом
Аннотация
В процессе распоряжения публичным имуществом часто применяются торги, при этом цели и функции данного правового института в юридической литературе являются предметом дискуссии. Применение функционального подхода позволяет поддержать позицию Конституционного Суда РФ, согласно которой торги являются юридической процедурой. Экономический анализ торгов, применяемых при распоряжении публичным имуществом, позволяет выделить их основную цель, состоящую в принятии экономически обоснованного решения о выборе оптимальных условий договора и контрагента, готового их предложить, в условиях недостатка информации, а также наличие дополнительных задач, вытекающих из необходимости обеспечить реализацию принципов распоряжения публичным имуществом.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юрист № 09/2024 |
Страницы | 37-42 |
DOI | 10.18572/1812-3929-2024-9-37-42 |
В процессе распоряжения публичным (государственным и муниципальным) имуществом достаточно часто применяются торги. Так, из 10 способов приватизации публичного имущества, предусмотренных законом, 7 предполагают проведение торгов в той или иной форме. Предоставление публичного имущества во временное владение и пользование также, по общему правилу, производится посредством торгов. Закупки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд предполагают распоряжение публичными финансами и осуществляются преимущественно на торгах.
Широкое использование торгов в процессе распоряжения публичным имуществом можно объяснить при помощи различных подходов, в том числе функционального. Функциональные объяснения указывают на инструментальную роль, которую некоторая часть системы играет в установлении и поддержании определенного состояния этой системы. Такие объяснения являются «квазителеологическими», т.е. такими, которые можно сформулировать в телеологических терминах, но истинность которых тем не менее зависит от истинности «номических связей» между элементами системы или системы с внешней средой. В этом случае используется логика «цели — средства» («инструментальная рациональность»).
Как писал М. Вебер, «мы in concreto стремимся к чему-нибудь либо „из-за его собственной ценности“, либо рассматривая его как средство к достижению некоей цели…». Торги вряд ли можно рассматривать как самостоятельную ценность, они важны именно как средство достижения определенных целей. Попытаемся раскрыть эти цели, основываясь на выводах современной правовой доктрины и достижениях экономической теории.
По мнению Конституционного Суда РФ, «целью торгов как юридической процедуры является выявление претендента на заключение договора, который способен предложить наиболее приемлемую — высокую или низкую — цену (при проведении аукциона) или лучшие условия договора (при проведении конкурса) и тем самым наиболее полно удовлетворить интересы как организатора торгов, так и победителя, а в некоторых случаях и третьих лиц».
Прежде всего, обращает на себя внимание характеристика торгов как юридической процедуры, встречающаяся и в правовой доктрине. Она представляется обоснованной с позиции теории права, поскольку результат торгов как юридический акт, порождающий права и обязанности, возникает лишь при условии совершения ряда последовательных юридически значимых действий. У нее есть и более глубокая философская основа. Как писал Д. Остин, для того, чтобы посредством языка влиять на социальную реальность, необходимо существование «общепринятой конвенциональной процедуры, приводящей к определенному конвенциональному результату», выполнение условий для ее применения и следование ей. В противном случае будет иметь место «перформативная неудача» (недействительность акта).