Значение комплексной геолого-экономической оценки для определения правового режима и дальнейшего использования отходов недропользования
Аннотация
Статья посвящена анализу проблемы определения правового режима и дальнейшего использования объектов, возникающих при осуществлении деятельности по добыче полезных ископаемых хозяйствующим субъектом. Действующие правовые предписания о недропользовании, регламентирующие соответствующие социальные связи, содержат ряд пробелов и внутренних противоречий относительно использования отходов недропользования, которые не позволяют в полной мере реализовать государственную программу по рациональному использованию природных ресурсов. В ходе исследования было установлено, что возможность использования отходов недропользования зависит от их правового режима, который может быть определен лишь на основании комплексной геолого-экономической оценки, проводимой в обязательном порядке пользователем недр. В результате проведенного анализа нормативных предписаний, судебной практики и доктринальных источников были сделаны рекомендации и сформулированы предложения по внесению изменений и дополнений в нормы действующего законодательства о недропользовании, направленные на решение существующей проблемы.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юрист № 09/2024 |
Страницы | 13-18 |
DOI | 10.18572/1812-3929-2024-9-13-18 |
Тектонические сдвиги в экономике Российской Федерации, обусловленные беспрецедентным нарушением норм международного права и односторонними экономическими рестрикциями со стороны ряда государств, влекут за собой необходимость глобальных изменений в сфере правового регулирования рационального недропользования. Данные изменения должны быть направлены на сохранение и восполнение минерально-сырьевой базы государства и сохранение полезных ископаемых для будущих поколений. В настоящий момент со стороны компетентных органов государственной власти и управления принимаются меры, направленные на формирование адекватного правового регулирования данной сферы общественных отношений. Так, например, Постановлением Правительства РФ до 30 апреля 2024 г. продлены ограничения на вывоз с территории РФ отходов, содержащих драгоценные металлы или их соединения. Органами законодательной власти РФ и субъектов РФ вносятся корректировки и дополнения в действующие правовые предписания о недропользовании, предполагающие возможность включения в гражданско-правовой оборот объектов, возникающих при осуществлении деятельности по добыче полезных ископаемых.
Вместе с тем, несмотря на положительную динамику в обозначенной сфере, принимаемые законодательные акты и содержащиеся в них правовые предписания все еще далеки от совершенства, так как имеют определенные внутренние противоречия и коллизии, которые не позволяют эффективно вовлекать в гражданский товарооборот отходы недропользования. В связи с чем с позиции хозяйствующего субъекта на практике проще, не вникая в суть соответствующих законодательных предписаний, продолжать вносить плату за негативное воздействие на окружающую природную среду, а компетентным органам продолжать пополнять бюджет РФ подобным образом, не меняя своего подхода к рациональному использованию природных ресурсов.
Кроме того, в последнее время популярным экологическим направлением является ликвидация объектов накопленного вреда, например хвостохранилищ, отвалов вскрышных и вмещающих горных пород, мест формирования шламов и т.п., в виде их рекультивации, под которое выделяется масштабное бюджетное финансирование. Зачастую подобные мероприятия проводятся без комплексной геолого-экономической оценки (далее — ГЭО) содержащихся в данных объектах отходов недропользования, и, как следствие, миллионы тонн полезных ископаемых, а также полезных компонентов остаются недоизвлеченными. Данное обстоятельство позволяет рассматривать подобные объекты в качестве дополнительной минерально-сырьевой базы с предполагаемой дальнейшей многолетней переработкой, — верно отмечает И.И. Жуков. В связи с чем подобная деятельность недропользователей и правоприменительных органов не в полной мере соответствует заявленным целям государственной политики по рациональному недропользованию, а также перечню поручений Президента РФ, направленных на развитие перспективной минерально-сырьевой базы.