Проблема образования в России в период строительства Санкт-Петербурга (первая четверть XVIII в.)
Аннотация
Статья посвящена проблеме образования в период правления Петра I на примере строительства Санкт-Петербурга. Рассматриваются некоторые проблемы организации и проведения строительных работ, которые выявили необходимость проведения реформирования и создания образовательной системы в России.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 09/2024 |
Страницы | 35-38 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2024-9-35-38 |
Период правления Петра I вполне обоснованно называется эпохой преобразований. Многочисленные реформы в самых разных сферах государственной и общественной жизни служили одной цели – преодолению отсталости государства от передовых европейских стран. Россия должна была стать сильной страной и войти в число мировых держав. Военная деятельность, которую вела Россия в тот период, также имела большое значение для развития и укрепления страны. Выход к Балтийскому морю должен был открыть для страны обширные торгово-экономические возможности, укрепить независимость от других стран и дать возможность на создание Военно-морского флота.
Преобразования Петра I коснулись также и сферы образования. Это было связано с нехваткой квалифицированных кадров во многих областях страны. Намеченные реформы в сфере экономики, государственного управления, военной и других сферах не могли быть реализованы в полной мере без необходимых специалистов. На примере строительства Санкт-Петербурга можно проследить данную проблему.
Основание Санкт-Петербурга имело несколько причин. Во-первых, военно-стратегические. Приобретенный выход к морю в ходе Северной войны открывал большие возможности для страны, а потому было крайне важно обеспечить там необходимую оборону и укрепление. Во-вторых, торгово-экономические. Создание торгового флота значительно облегчало ведение торговых дел со странами Западной Европы. В XVII в. Россия в европейской части страны имела доступ только к Белому и Каспийскому морям. Торговля с другими странами велась в основном через Белое море. Главной сложностью торговли с Западной Европой было не только расстояние, которое в значительной мере сокращалось с выходом к Балтийскому морю, но и тот факт, что зимой Белое море замерзало. Все это в значительной мере тормозило развитие внешней торговли – и как следствие всей экономики страны.
Дальнейшая преобразовательная деятельность Петра I обусловила подъем экономики и усиление политического влияния России. Санкт-Петербург приобрел большое значение и в дальнейшем получил статус столицы государства. По мнению С.П. Луппова, «перенесение столицы на берега Невы создало условия для более тесного общения России с Западной Европой». Однако на момент основания города был выявлен ряд проблем в различных сферах, в том числе и в сфере образования, которые существенно тормозили как реализацию организационных и строительных работ, так и само развитие страны.
Однако неправильным будет говорить, что в России на тот период времени совершенно отсутствовали квалифицированные специалисты, которые бы могли заниматься строительными работами. Такие люди были, существовала и специальная организация – Приказ каменных дел, хотя необходимо отметить, что просуществовало данное учреждение до 1700 г. Приказ каменных дел занимался организацией крупного каменного строительства, решал вопросы не только производства и поставки строительных материалов, но и распределения рабочих сил. В его подчинении находились специалисты различных областей: каменщики и кирпичники, обжигальщики и подвязчики, архитекторы и прочие специалисты.