Процесс нормативно-правового закрепления принципа независимости судей в уголовном судопроизводстве в постсоветской России
Аннотация
Работа посвящена исследованию исторического развития принципа независимости в постсоветской России. Установлено, что одним из направлений развития в соответствии с Концепцией Судебной реформы в Российской Федерации происходил переход принципа независимости общей в независимость индивидуальную. Помимо этого приведена классификация трех основных групп источников действующего принципа независимости судей, проведено сравнение между рядом ныне действующих и предыдущих источников. В результате автор приходит к выводу об успешности проведенной реформации в сфере обеспечения принципа независимости судей и успешных перспективах его развития.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 09/2024 |
Страницы | 29-34 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2024-9-29-34 |
Действующая судебная система Российской Федерации функционирует на несколько иных, чем в советский период, началах. Отправной точкой ее развития следует считать 24 октября 1991 г., когда Верховный Совет РСФСР принял Концепцию судебной реформы в РСФСР (далее – Концепция). Пункт 2 Концепции обозначил формирование самостоятельной и независимой судебной власти в качестве одной из главных задач судебной реформы. Кроме того, в числе приоритетных направлений судебной реформы было определено совершенствование системы гарантий независимости судей и их подчинение исключительно закону. Как правильно отмечает В.А. Терехин: «Без надежных гарантий независимости судей и правосудия невозможна самостоятельная судебная власть». Сама Концепция ориентировалась, в первую очередь, на самостоятельность суда как обособленного органа, его отграничение от законодательной и исполнительной ветвей власти. Особое внимание при этом было уделено независимости судей, с одной стороны, как отдельных субъектов, разрешающих конкретное дело в определенной ситуации, с другой стороны, как представителей судебной системы в обществе, транслирующем статусность, самостоятельность и независимость судебной власти. Концепция заложила вектор, определивший развитие действующей правовой системы, при этом отметив приоритетность воплощения в реальность принципа независимости судей и преодоления его фикционного характера, указав ошибки прошлого, которые предстояло исправить законодателю. Для обеспечения независимости судей Концепция предлагала закрепление принципов назначаемости и несменяемости, заменяющих избираемость судей и срочность их полномочий. Тем самым исключалась возможность влияния на судей представителями иных ветвей власти.
Нормативное закрепление этих положений совершенствовалось длительное время. Говоря о воплощении положений Концепции в конкретных нормативных источниках, действующих сегодня в уголовном судопроизводстве, мы можем обозначить их определенную систему, обеспечивающую реализацию принципа независимости, через выделение их трёх основных групп:
1) Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ), и в частности ст. 120. Несмотря на то, что Конституцией РФ не раскрывается сущность принципа независимости судей, закрепление его в Основном Законе с момента его принятия ознаменовало приоритетность обеспечения и развития принципа для судебной системы и государства в целом;
2) общеотраслевые нормативные правовые акты, регулирующие судебную систему в целом. К данной категории следует отнести: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (далее – ФКЗ «О судебной системе»), Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», раскрывающие независимость судов как системы, а не отдельных судей в частности; Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (далее – Закон «О статусе судей»); а также Кодекс судейской этики от 19 декабря 2012 г. Именно данная группа нормативных правовых актов детализирует предложенные Концепцией и Конституцией РФ положения, дополняя их и давая представление об их применении в практической деятельности;
3) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – УПК РФ), обеспечивающий реализацию принципа независимости судей непосредственно в уголовном судопроизводстве как самостоятельной отрасли судопроизводства. В результате принятия Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» УПК РФ был дополнен ст. 8.1, посвященной независимости судей. В целом введенная статья не несла в себе чего-то эксклюзивного, поскольку во многом ее ч. 1 воспроизводила основной смысл принципа, указанный в Конституции РФ. В то же время ч. 2 данной статьи раскрыла суть независимости судей через исключение внешнего вмешательства в их деятельность под угрозой применения соответствующих санкций, а ч. 3 обозначила общий порядок действий судьи в случаях такого постороннего воздействия. Однако сам по себе факт её введения в УПК РФ явился логичным завершением формирования источниковой базы данного принципа, которому был придан не только общесистемный, но и отраслевой характер.