Рождение политического тела: образы власти на закате Средневековья
Аннотация
При переходе от Средневековья к Новому времени власть приобретает новые образы, наиболее соответствующие историческим и политическим требованиям. В статье рассматривается процесс формирования на этом изломе эпох одного из ключевых понятий истории государства и политологии — понятия «политическое тело».
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 09/2024 |
Страницы | 2-9 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2024-9-2-9 |
У Иоахима Флорского эсхатологическая схема предсказуемого конца мира включала конкретную завершающую фазу истории спасения – третий «эон Духа Святого», новую форму человеческого бытования, или рай на земле. В политической реальности всё неожиданно воплотилось в эпоху Третьего царства, Третьего интернационала и, в своей позднейшей чудовищной материализации, – Третьего рейха, ибо «последний конфликт приведет историю к ее высшей точке и завершению».
Ожидаемый мир – потенциально осязаемая субстанция, пусть и духовная, но наполняемая земными институциями и существами. Его рождение не относится к неопределенному и несбыточному будущему, не прерывается периодом тысячелетнего царства, а происходит в пределах исторического времени, наступление которого поддается исчислению. Это время вполне совпадает с временем мифическим.
Миф еще долгое время – базовый идеологический пункт для поиска вполне реального социального идеала. «Тайные факты никогда не записываются, но каждый из них меняет курс фактической истории».
Взаимодействие священной и секулярной истории, как правило, происходило в одном направлении: и священную историю, и взлет/падение империй объясняли неким «тайным упорядочиванием», приписывая его провиденциальному исполнению скрытого плана. Провидение генерирует новые политические формы, фундирующие всю человеческую действительность.
Фома Аквинский утверждал: то вечное, чем связано некоторое множество, и те, кто есть граждане какого-либо государства, входят в вечное общество – ведь пребывание человека в граде относится ко всей жизни. Это и есть истинное политическое общество. Само Провидение упорядочивает повседневную деятельность людей, подверженных влиянию непрогнозируемых страстей, настроений и страхов. Для Джамбаттисты Вико Провидение – доказанный факт, оно с абсолютной необходимостью управляет тем, что на первый взгляд кажется только делом случая.