Проблемы выявления признаков девиантного и делинквентного поведения у несовершеннолетних
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы своевременного выявления признаков девиантного и делинквентного поведения у несовершеннолетних. Уделено внимание рассмотрению причин и факторов, способствующих формированию подобного поведения, а также характеристике его типичных проявлений. Поскольку для предупреждения тенденции к противоправным деяниям у несовершеннолетних необходимо изучение и понимание специфики их отклоняющегося поведения, причин, вызывающих девиацию, авторами были предложены основные методы профилактики делинквентного поведения у несовершеннолетних на различных этапах их криминализации.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическая психология № 03/2024 |
Страницы | 29-31 |
DOI | 10.18572/2071-1204-2024-3-29-31 |
Проблемы девиантного поведения несовершеннолетних вызывают серьезную озабоченность в российском обществе. Современные тенденции проявления девиации и делинквентности — буллинг (жестокое обращение со сверстниками), суицидальные проявления, насильственные действия с применением оружия, экстремистская, террористическая и диверсионная деятельность. Для предупреждения тенденции к противоправным деяниям у несовершеннолетних необходимо изучение и понимание специфики их отклоняющегося поведения, причин, вызывающих девиацию.
В юридико-психологической науке и практике девиантное поведение принято рассматривать как отклоняющееся от нормы, систему поступков, противоречащих общепринятым представлениям о праве, культуре и морали, в том числе от норм психического здоровья. Ранее нам представилось возможным согласиться с мнением большинства исследователей в области юридической психологии о выделении двух основных типов девиантного поведения:
1) поведение, представляющее собой психическое нездоровье, подразумевающее наличие психической аномалии, патологии;
2) антисоциальное поведение — нарушающее социальные, правовые и культурные нормы. Такой тип поведения можно поделить на асоциальное: связанное с незначительными нарушениями (правонарушениями), делинквентное — противоправное поведение; и собственно антисоциальное поведение — совершение преступлений (преступное — криминальное поведение).
Делинквентное поведение, как правило, формируется в пубертатном периоде. У подростка появляется нежелание учиться, выполнять школьные задания, снижается посещаемость уроков и школьных мероприятий из-за прогулов, происходит включение несовершеннолетнего в реальную или виртуальную асоциальную группу, чаще всего равных ему по возрасту. Затем подросток становится участником противоправных поступков, направленных на причинение имущественного вреда или вреда здоровью других, чаще всего более слабых в физическом или психическом отношении людей. Он становится конфликтным по отношению к референтным взрослым, причем эта конфликтность проявляется без видимой причины.