Дата публикации: 29.08.2024

Особенности и проблема диагностики профессионального самосознания субъектов служебной деятельности

Аннотация

В статье обозначена проблема изучения профессионального самосознания, психологической диагностики, подбора актуальных психологических методов и методик для психологического исследования, развития профессионального самосознания субъектов служебной деятельности. Отражены результаты исследований структуры самосознания и профессионального самосознания отечественных психологов. Проанализированы и представлены ключевые работы по проблеме самосознания и профессионального самосознания. Предложены основные направления деятельности и пути решения данной проблемы.




Эффективные организационные, методические, диагностические формы, средства, методы психологической работы способствуют обеспечению жизнедеятельности организации, оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Своевременное проведение психологического обследования субъектов служебной деятельности позволяет осуществлять качественный анализ и оценку их индивидуально-психологических особенностей, социально-психологического климата в служебных коллективах, оценивать морально-психологическое состояние личности.

Для оказания психологической помощи субъектам служебной деятельности важно разрабатывать концепции, теоретические модели развития личности, в том числе развития ее профессионального самосознания, эмпирически определяя основные векторы практической работы.

В современных научных исследованиях уделяется недостаточное внимание к проблеме профессионального самосознания субъектов служебной деятельности, изучению структуры профессионального самосознания и развитию личности в изменяющихся условиях.

Ранее в своих исследованиях мы отмечали работы, посвященные уточнению научных понятий «самосознание», «профессиональное самосознание». Приводили примеры работ следующих ученых: В.С. Агапов, А.Я. Анцупов, Д.Д. Бекоева, Е.М. Борисова, М.И. Боришевский, А.А. Бучек, З.М. Гаджимурадова, С.Т. Джанерьян, Т.Ц. Дугарова, М.И. Еникеев, Д.В. Ефимова, А.Т. Иваницкий, А.А. Иванова, В.И. Каширин, О.В. Ладыгина, К.М. Левитан, Т.Д. Марцинковская, В.С. Мерлин, Т.Л. Миронова, Л.М. Митина, О.Н. Молчанова, В.С. Мухина, Р.С. Немов, Б.Д. Парыгин, Е.И. Петанова, Ю.П. Поваренков, Е.Ю. Пряжникова, А.А. Реан, А.А. Рубин, А.И. Смоляр, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, Н.А. Тарасьян, К.В. Храмова, А.И. Шипилов, И.И. Чеснокова, Е.Ф. Ященко и др.

Обращали внимание читателей на то, что важной, актуальной задачей в развитии научных исследований самосознания является разработка структуры самосознания. Отмечали то, что в настоящее время это одна из самых спорно разрешимых задач в исследованиях самосознания личности.

Список литературы

1. Мухина В.С. Детская психология : учебник для студентов педагогических институтов / В.С. Мухина ; под редакцией Л.А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Просвещение, 1985. 272 с.
2. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. Москва : Наука, 1977. 144 с.
3. Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности : диссертация доктора психологических наук / В.В. Столин. Москва, 1985. 453 с.
4. Рубин А.А. Генезис и структура самосознания личности : автореферат диссертации кандидата философских наук / А.А. Рубин. Ленинград, 1979. 17 с.
5. Пряжникова Е.Ю. Психологические основы развития профессионального самосознания профконсультанта : диссертация доктора психологических наук / Е.Ю. Пряжникова. Тверь, 2001. 407 с.
6. Проблемы экспериментальной психологии личности : сборник статей / под редакцией В.С. Мерлина. Пермь : [б.и.], 1970. 294 с.
7. Петрулите А.Р. Когнитивный и эмоциональный компоненты в структуре образа Я у студентов : диссертация кандидата психологических наук / А.Р. Петрулите. Ленинград, 1984. 192 с.
8. Немов Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов. Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. 560 с.
9. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии / А.А. Налчаджян. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Эксмо, 2010. 368 с.
10. Агапов В.С. Становление Я-концепции в управленческой деятельности руководителей : диссертация доктора психологических наук / В.С. Агапов. Москва, 1999. 495 с.
11. Москаленко О.В. Развитие профессионального самосознания руководителей образовательных учреждений : диссертация доктора психологических наук / О.В. Москаленко. Москва, 2000. 506 с.
12. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя : диссертация доктора психологических наук / Л.М. Митина. Москва, 1995. 408 с.
13. Кошелева С.В. Организационно-психологические детерминанты профессионального самосознания руководителей : диссертация доктора психологических наук / С.В. Кошелева. Санкт-Петербург, 1997. 320 с.
14. Григорович Л.А. Структура и динамика формирования профессионального самосознания педагогов дошкольных образовательных учреждений : диссертация доктора психологических наук / Л.А. Григорович. Москва, 2005. 373 с.
15. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию : курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. Москва : АСТ, Астрель, 2008. 186 с.
16. Психологические особенности самосознания подростка / под редакцией М.И. Боришевского. Киев : Вища школа, 1980. 168 с.
17. Балин В.Д. О структуре индивидуального сознания / В.Д. Балин // Психологические проблемы самореализации личности. Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 1997. С. 56–62.

Остальные статьи