Особенности и проблема диагностики профессионального самосознания субъектов служебной деятельности
Аннотация
В статье обозначена проблема изучения профессионального самосознания, психологической диагностики, подбора актуальных психологических методов и методик для психологического исследования, развития профессионального самосознания субъектов служебной деятельности. Отражены результаты исследований структуры самосознания и профессионального самосознания отечественных психологов. Проанализированы и представлены ключевые работы по проблеме самосознания и профессионального самосознания. Предложены основные направления деятельности и пути решения данной проблемы.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическая психология № 03/2024 |
Страницы | 13-15 |
DOI | 10.18572/2071-1204-2024-3-13-15 |
Эффективные организационные, методические, диагностические формы, средства, методы психологической работы способствуют обеспечению жизнедеятельности организации, оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Своевременное проведение психологического обследования субъектов служебной деятельности позволяет осуществлять качественный анализ и оценку их индивидуально-психологических особенностей, социально-психологического климата в служебных коллективах, оценивать морально-психологическое состояние личности.
Для оказания психологической помощи субъектам служебной деятельности важно разрабатывать концепции, теоретические модели развития личности, в том числе развития ее профессионального самосознания, эмпирически определяя основные векторы практической работы.
В современных научных исследованиях уделяется недостаточное внимание к проблеме профессионального самосознания субъектов служебной деятельности, изучению структуры профессионального самосознания и развитию личности в изменяющихся условиях.
Ранее в своих исследованиях мы отмечали работы, посвященные уточнению научных понятий «самосознание», «профессиональное самосознание». Приводили примеры работ следующих ученых: В.С. Агапов, А.Я. Анцупов, Д.Д. Бекоева, Е.М. Борисова, М.И. Боришевский, А.А. Бучек, З.М. Гаджимурадова, С.Т. Джанерьян, Т.Ц. Дугарова, М.И. Еникеев, Д.В. Ефимова, А.Т. Иваницкий, А.А. Иванова, В.И. Каширин, О.В. Ладыгина, К.М. Левитан, Т.Д. Марцинковская, В.С. Мерлин, Т.Л. Миронова, Л.М. Митина, О.Н. Молчанова, В.С. Мухина, Р.С. Немов, Б.Д. Парыгин, Е.И. Петанова, Ю.П. Поваренков, Е.Ю. Пряжникова, А.А. Реан, А.А. Рубин, А.И. Смоляр, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, Н.А. Тарасьян, К.В. Храмова, А.И. Шипилов, И.И. Чеснокова, Е.Ф. Ященко и др.
Обращали внимание читателей на то, что важной, актуальной задачей в развитии научных исследований самосознания является разработка структуры самосознания. Отмечали то, что в настоящее время это одна из самых спорно разрешимых задач в исследованиях самосознания личности.