Анализ современных научных исследований психологической безопасности личности в образовательной среде
Аннотация
В представляемой статье проводится аналитический обзор исследований, посвященных понятию психологической безопасности и понятию психологической безопасности личности обучающегося, посредством обобщения научных трудов отечественных и зарубежных исследователей. В настоящее время, в период существования множественных гибридных угроз, потребность в личностной безопасности многократно возрастает. Данное направление приобретает чрезвычайную актуальность по отношению к обучающимся, особенно к обучающимся образовательных организаций систем правоохранительной направленности, в том числе системы МВД России. В частности, не в полной мере исследованы особенности влияния психологических параметров образовательной среды, особенно образовательной среды организаций специфической правоохранительной направленности, на психическое состояние обучающихся именно на настоящем информационно насыщенном этапе развития современного общества. Кроме того, не в полной мере раскрыты особенности современных механизмов психологической безопасности личности обучающегося, в том числе обучающегося образовательной организации системы МВД России.
Тип | Статья |
Издание | Юридическая психология № 03/2024 |
Страницы | 7-9 |
DOI | 10.18572/2071-1204-2024-3-7-9 |
Геополитические преобразования мирового пространства в настоящее время радикальным образом повлияли на процессы жизнедеятельности социума в каждой части его существования, тем более в таком государстве, как Российская Федерация. В связи с происходящими кардинальными переменами экономики, политики, права и других социальных сфер деятельности человека в нашей стране можно наблюдать большой рост общественной напряженности, связанный с усложнением качественного обеспечения социального и бытового взаимодействия людей, что в значимой мере будирует проблематику обеспечения психологической безопасности каждого представителя социума, а в особенности в обеспечении психологической безопасности тех, кто призван встать в ряды защитников прав и свобод данного общества и просто обязан уметь сохранять эмоциональную устойчивость и эффективность профессиональной деятельности в неблагоприятных условиях и ситуациях.
Потребность в безопасном обеспечении жизнедеятельности личности в настоящее время является базовой основой к гармоничному психологическому и творческому развитию молодого поколения, о чем в своих трудах пишут А.В. Возженников, Ю.И. Дерюгин, Г.В. Осипова, В.С. Пирумов и многие другие. Обращаясь к понятию «психологическая безопасность», можно увидеть, что данная дефиниция не находит пока еще единой трактовки в научных исследованиях. В своей основе она опирается на деятельностную сферу личности, общества, государства и всего мирового сообщества в области выявления, предупреждения и профилактики и устранения угроз. Проблеме психологической безопасности личности и личности обучающегося особое внимание стало уделяться только в последнее время, хотя основные направления исследований данной тематики находят свое начало в трудах ученых прошлых столетий, которые впервые освятили вопросы безопасности личности в периоды семнадцатого и восемнадцатого столетий.
Первые понятия безопасности в работах таких известных философов, как Т. Гоббс, Д. Локк, Б Спиноза, Ж.Ж. Руссо, определялись как состояние спокойствия, при котором не находит своего проявления опасность для физического и морального состояния личности. В «школе» классической немецкой психологии безопасность личности привязывается к требованию соблюдения норм права, существующих в государстве (И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах).
В трудах психологов прошлых лет вопросы безопасности находили свое рассмотрение в трудах представителей «школ» психоанализа и Эго-психологии в аспекте обобщения и систематизации знаний о механизмах психологической защиты, которые по их исследованиям являются индивидуальными и определяют уровень возможности к адаптированию у личности.
В трудах сторонников бихевиорального подхода в психологии обращение к проблеме безопасности личности осуществляется через призму систем социального научения, через комплексы психотренингов, через систему позитивного подкрепления конструктивного поведения.