Формирование культуры чтения пользователя современной детской библиотеки
Аннотация
В статье рассматриваются основные направления работы современного библиотечно-информационного учреждения по формированию читательского интереса и развитию культуры чтения у детей и подростков. Неотъемлемой частью работы в данном направлении является создание методической базы, призванной унифицировать выбор массовых и индивидуальных форм работы как с целевой читательской аудиторией в целом, так и с отдельно взятыми пользователями конкретной библиотеки. Опыт работы ГБУК «Белгородская государственная детская библиотека имени А.А. Лиханова» позволяет определить приоритетные направления работы библиотечно-информационных учреждений по формированию культуры чтения ребенка в Белгородской области, ведущим из которых по праву считается процесс семейного чтения, а также сформулировать рекомендации по совершенствованию деятельности ведущего центра изучения детского чтения в регионе.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Культура: управление, экономика, право № 03/2024 |
Страницы | 38-43 |
DOI | 10.18572/2070-2159-2024-3-38-43 |
Формирование читательского вкуса, интереса к чтению у подрастающего поколения в условиях деятельности современного библиотечно-информационного учреждения является одной из приоритетных задач национального проекта «Культура». В процессе чтения ребенок не только удовлетворяет свои информационные потребности, делая собственные «открытия» во всех сферах науки и образования, но и получает уникальную возможность ознакомиться с культурой народов мира, национальной культурой, а также традициями и обычаями родного края. Читательская активность ребенка становится катализатором формирования грамотной, чистой речи с перспективой постоянного последующего совершенствования, способствует развитию творческих способностей и воображения юных читателей. Огромную роль в процессе приобщения к чтению играет формирование читательской мотивации, способности к осмысленному чтению не только художественной литературы, но и образцов научно-познавательных и учебных изданий. Перечисленные компоненты являются неотъемлемой частью многоаспектного понятия «читательская культура», формирование которой традиционно рассматривается в качестве приоритетной задачи деятельности современного библиотечно-информационного учреждения.
Важнейшим аспектом формирования культуры чтения ребенка на базе современной детской библиотеки является наличие методического аппарата мероприятий, призванных поэтапно формировать и повышать читательскую культуру подрастающего поколения.
Методические рекомендации, составителями которых выступают как представители ведущих научно-методических библиотечных центров страны, так и представители региональных органов власти, местного самоуправления, администраций областных библиотек, целевой аудиторией которых являются дети и подростки, призваны облегчить современному библиотечному специалисту выбор различных массовых и индивидуальных форм работы как с представителями целевой читательской аудитории, так и с отдельно взятыми пользователями конкретной библиотеки. При этом важный аспект работы библиотечно-информационного учреждения, целевым пользователем которого является ребенок, — формирование важнейшей в процессе социализации коммуникативной компетенции. А поскольку первый опыт чтения, как правило, происходит в семье, главной задачей деятельности современной детской библиотеки является обучение родителей чтению вместе с ребенком, искусству обсуждения прочитанного, формирование навыков вести диалог с ребенком, обмениваться мнениями.
Реализация поставленной задачи требует от библиотечно-информационных учреждений, основная категория читателей которых — дети и подростки, организации работы по ряду направлений:
— современная библиотека осуществляет обслуживание всех категорий пользователей, занимается организацией и проведением тематических мероприятий, рассчитанных на читательскую аудиторию различных возрастных групп (от самых маленьких читателей до руководителей детского чтения — родителей и педагогов);