Социально-культурные аспекты межличностного общения в эпоху цифровизации: философское осмысление ряда богословских вопросов
Аннотация
В статье представлено осмысление с точки зрения философии и богословия такого важного аспекта цифровизации современного общества, как межличностное общение. Межличностная коммуникация рассматривается с позиции Русской православной церкви не только как межчеловеческое общение, а и в первую очередь как общение с Богом, в основании которого находится любовь: любовь к Богу и любовь к ближнему своему. Внедрение информационно-коммуникативных технологий в повседневную и религиозную жизнь современного человека, помимо расширения возможностей для коммуникации, по мнению ряда ученых и богословов, трансформировало межличностное общение, обезличив и обеднив его, лишив его полноты и глубины.
Тип | Статья |
Издание | Культура: управление, экономика, право № 03/2024 |
Страницы | 18-22 |
DOI | 10.18572/2070-2159-2024-3-18-22 |
Цифровые технологии прочно вошли в жизнь современного человека и оказывают влияние на все области нашего существования, в том числе и на процесс коммуникации, как на бытовом, межличностном уровне, так и на уровне религиозного взаимодействия. А. Семенова, понимая под цифровизацией некий цивилизационный слом, отмечает, что «цифровизация — инструмент, облегчающий коммуникацию человека с человеком, с группой, обществом, с государственными структурами». Подобное облегчение коммуникации благодаря цифровым технологиям явно прослеживается в период ограничения непосредственной коммуникации, через физическое, вербальное взаимодействие. Ярким примером послужил период пандемии коронавируса, когда цифровые технологии, включая общение через мессенджеры, специальные программы и приложения, позволили удовлетворить потребность людей в общении, способствуя продолжению учебного и производственного процесса, а также удовлетворению религиозных потребностей, что проявилось в появлении онлайн-проповеди, онлайн-исповеди и др.
Тем не менее процесс цифровой коммуникации оказался настолько удобным, что с завершением пандемии он не прервался, не вернулся в допандемийное состояние, а, напротив, продолжает развиваться, влияя на культуру коммуникации. Это связано с тем, что случившийся цивилизационный слом привел к изменению ценностной парадигмы: «на смену старым ценностям постепенно приходят новые — цифровые — ценности: информация, прозрачность, стандартизация, функциональность, гибкость, скорость передачи информации, ориентированность на выгоду, ориентированность на лайки, стремление к комфорту». Цифровизация позволяет человеку более быстро получать информацию, оперативнее на нее реагировать, осуществлять ряд производственных мероприятий, не покидая собственный дом и тем самым не тратя время на дорогу, а средства — на содержание рабочего места. Происходит экономия времени и средств.
Русская православная церковь все чаще стала прибегать к помощи цифровых технологий, используя интернет-ресурсы в качестве коммуникационного канала, связывающего людей из разных уголков мира, «киберпространство стало популярным местом общения священнослужителей и мирян». Как отмечает С.Ю. Белоруссова, общение при помощи информационно-коммуникационных средств у прихожан вызывает большее доверие, нежели чем живая, непосредственная коммуникация. Это вызвано тем, что зачастую современные прихожане испытывают дискомфорт или стеснение в прямом обращении или общении со священником в храме, не всегда знают, как правильно вести себя в церкви. В этом случае цифровые средства коммуникации решают данную проблему, позволяя дистанционно задавать священнику вопросы на любые интересующие темы. По мнению указанного автора, этим часто пользуются именно прихожанки, которые также активно используют интернет-чаты для обсуждения женских тем. Цифровые технологии открыли доступ к православной культуре, литературе, в частности, сделали Библию более доступной для всех христиан, которые при помощи поисковой системы могут в любом месте открыть Библию практически на любом цифровом носителе.
Несомненно, цифровые технологии значительно облегчили культурно-религиозную жизнь современного человека, при этом «цифровизация освобождает нас от каких-то рутинных процессов ради цифровизации же». Однако цифровизация упростила и язык общения, и само общение в целом, сделав его более формальным, безличностным, произошел переход от «культуры Слова к культуре Цифры». По словам М.Ю. Смирнова, на фоне развития цифровых технологий произошел «эффект обнуления», выражающийся в «сбросе» прежних, устоявшихся моделей общения и форм коммуникации, что в конечном итоге приводит к смене формата «существования человека в социальном пространстве». В частности, среди представителей Русской православной церкви (далее — РПЦ) высказываются опасения, что онлайн-проповеди и онлайн-исповеди приведут к тому, что прихожане престанут быть прихожанами в полном смысле этого слова, превратившись в рядовых зрителей, наблюдающих за проповедью по телевизору, и в конечном итоге вообще перестанут посещать храм. Под сомнение ставится просмотр трансляции как факт участия в богослужении, поскольку онлайн-богослужения способствуют нарушению традиций жизни приходской общины.