Дата публикации: 22.08.2024

Культурный феномен граффити: свобода творчества или потенциальное правонарушение?

Аннотация

В статье приводится краткая онтологическая оценка граффити как способа самовыражения личности, средства массовой коммуникации и выражения общественного мнения, части городской культуры и проявления маргинальной субкультуры. Очерчены границы привлечения графферов к ответственности за вандализм. На основе проведенного автором статьи анализа сделаны выводы о региональных особенностях административной ответственности в сфере благоустройства. Рассмотрены потенциально возможные ситуации, в которых граффити выступает средством совершения иного правонарушения. Изучена судебная практика по гражданским и уголовным делам, связанным с нанесением изображений и надписей на стены и прочие поверхности, сделаны выводы о наиболее характерных случаях и путях их разрешения. Констатирована слабая правовая урегулированность вопросов граффити на местном уровне, внесено предложение учитывать в этом вопросе опыт московского законодательства.




Вечный спор о том, что можно считать искусством, а что к нему заведомо не относится, в контексте каждой новой эпохи неизменно встраивается не только в систему личностных ценностей и субъективных вкусовых предпочтений конкретных оценщиков, но и в общественную парадигму дихотомии социально одобряемого и маргинального.

Восприятие культурного феномена граффити вписывается в ту же дискуссию. Беглый анализ посвященных этому вопросу статей в научных источниках показал, что примерно 23% из них уже в заглавии содержат различные вариации идеи противопоставления искусства и вандализма. Между тем воспринимать граффити исключительно в рамках бинарной оппозиции законного (одобряемого) и противоправного (неприемлемого) было бы слишком просто. Попробуем взглянуть на эту реалию российских городов как на комплексное явление, подлежащее сложной онтологической оценке, и очертить пределы действительно неправомерного поведения.

1. Граффити как способ самовыражения личности

Само понятие «граффити», произошедшее от итальянского graffito (нацарапанный, что связано с античным опытом нанесения картинок на стены при помощи острого предмета), носит обобщенный характер и в современной его интерпретации охватывает любые надписи или изображения, нанесенные красками на стену либо иную, как правило, вертикальную поверхность. Рисунок не обязательно должен быть сложным, а слова — витиевато исполненными. Достаточно формального признака относимости результата такого творчества к уличной культуре раскрашивания стен. Иными словами, даже нецензурное слово, начертанное на заборе, является граффити. В этом смысле любое граффити служит отражением личности его автора, поскольку отвечает его творческим и прочим интересам и воплощает собой конкретный изобразительный нарратив.

2. Граффити как средство массовой коммуникации и выражения общественного мнения

Список литературы

1. Порозов Р.Ю. Культура граффити как форма выражения общественного мнения / Р.Ю. Порозов, П.С. Клюсова // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2021. Т. 27. № 1. С. 145–150.
2. Руденкин Д.В. Репрезентация темы граффити в городских виртуальных сообществах: итоги контент-анализа / Д.В. Руденкин, Д.А. Лугин // Теория и практика общественного развития. 2023. № 11. С. 108–113.
3. Халиков И.А. Отграничение вандализма от смежных составов преступления, предусматривающих ответственность за повреждение памятников истории и культуры / И.А. Халиков // Культура: управление, экономика, право. 2022. № 2. С. 17–22.

Остальные статьи