Культурный феномен граффити: свобода творчества или потенциальное правонарушение?
Аннотация
В статье приводится краткая онтологическая оценка граффити как способа самовыражения личности, средства массовой коммуникации и выражения общественного мнения, части городской культуры и проявления маргинальной субкультуры. Очерчены границы привлечения графферов к ответственности за вандализм. На основе проведенного автором статьи анализа сделаны выводы о региональных особенностях административной ответственности в сфере благоустройства. Рассмотрены потенциально возможные ситуации, в которых граффити выступает средством совершения иного правонарушения. Изучена судебная практика по гражданским и уголовным делам, связанным с нанесением изображений и надписей на стены и прочие поверхности, сделаны выводы о наиболее характерных случаях и путях их разрешения. Констатирована слабая правовая урегулированность вопросов граффити на местном уровне, внесено предложение учитывать в этом вопросе опыт московского законодательства.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Культура: управление, экономика, право № 03/2024 |
Страницы | 7-12 |
DOI | 10.18572/2070-2159-2024-3-7-12 |
Вечный спор о том, что можно считать искусством, а что к нему заведомо не относится, в контексте каждой новой эпохи неизменно встраивается не только в систему личностных ценностей и субъективных вкусовых предпочтений конкретных оценщиков, но и в общественную парадигму дихотомии социально одобряемого и маргинального.
Восприятие культурного феномена граффити вписывается в ту же дискуссию. Беглый анализ посвященных этому вопросу статей в научных источниках показал, что примерно 23% из них уже в заглавии содержат различные вариации идеи противопоставления искусства и вандализма. Между тем воспринимать граффити исключительно в рамках бинарной оппозиции законного (одобряемого) и противоправного (неприемлемого) было бы слишком просто. Попробуем взглянуть на эту реалию российских городов как на комплексное явление, подлежащее сложной онтологической оценке, и очертить пределы действительно неправомерного поведения.
1. Граффити как способ самовыражения личности
Само понятие «граффити», произошедшее от итальянского graffito (нацарапанный, что связано с античным опытом нанесения картинок на стены при помощи острого предмета), носит обобщенный характер и в современной его интерпретации охватывает любые надписи или изображения, нанесенные красками на стену либо иную, как правило, вертикальную поверхность. Рисунок не обязательно должен быть сложным, а слова — витиевато исполненными. Достаточно формального признака относимости результата такого творчества к уличной культуре раскрашивания стен. Иными словами, даже нецензурное слово, начертанное на заборе, является граффити. В этом смысле любое граффити служит отражением личности его автора, поскольку отвечает его творческим и прочим интересам и воплощает собой конкретный изобразительный нарратив.
2. Граффити как средство массовой коммуникации и выражения общественного мнения