Дата публикации: 29.08.2024

Правовое становление и развитие Северного морского пути

Аннотация

Основной целью статьи является показать этапы открытия и освоения Северного морского пути, раскрыть его становление на законодательном и экономическом уровнях. Проследить перспективы новой стратегии развития данного региона, одной из основных целей которого стало изменение жизни в Арктике, а также этапы освоения новых научных технологий, применяемых при транспортировке широкого спектра грузов, добыче ресурсов, сопоставимой по сложности внедрения с освоением космоса. Показать изменения во внешнеполитической деятельности России, которая должна быть сориентирована на многополярность для данного региона развития с целью привлечения передовых технологий и глобальных инвесторов с главенствующим учетом интересов коренных малочисленных народов.




На историко-правовом этапе глобального развития Россия определила стратегический курс более интенсивного освоения Аркти­ческой зоны по всему имеющемуся спектру направлений, ибо, как ранее заявлялось, могущество державы будет прирастать освоением территорий Сибири, Крайнего Севера, на которых, к сожалению, согласно проходившим переписям населения проживало и проживает малый процент населения. Судьбоносному решению способствуют определенные усло­вия сокращения ледового покрова в силу по­тепления климата, а также выход государства на новый преодолеваемый рубеж созданных Западом и их союзниками трудностей по отправке и транспортировке грузов, связанных с обострением политической обстановки и возрождением явления, ранее забытого в особых регионах океана, — пиратство, нападение на торговые суда. Проход через северные моря в обход Европейского континента и проливы Босфор и Дарданеллы всегда был кратчайшим путем доставки товаров различного назначения из Европы в страны Тихоокеанского региона, впечатляет экономия времени — в два раза. 

Ежегодно увеличивается тоннаж перевозимых грузов по Северному морскому пути, что подтверждает его главенствующую роль как мирового, логистического маршрута. Опасаясь конкуренции Северного морского пути, США в 2023 г. в одностороннем порядке объявили о расширении континентального шельфа в Арктике на площади 1 млн кв. км, содержащего около четверти мировых запасов газа. На эти территории претендуют Канада и Россия. При этом Россия сохраняет главенствующую роль, на протяжении веков от­стаивая свои права на мор­ские акватории, часть континентального шельфа, природные ресурсы всеми доступными способами и средствами, а также выдвигает требования к усилению контроля за соблюдением эколо­гического использования и охраны богатей­ших природных ресурсов, сохранению качественных и количественных характеристик, которые можно утратить в результате взаимоотношения человека с природой, не соблюдая природные циклы и процессы регенерации. Россия обладает в данном секторе мощным промышленным потенциалом на площади около 22 млн кв. км: 80% добычи нефти, 93% природного газа, 90% никеля и меди, 33% алмазов и золо­та, платины.

Подлинные свидетельства принадлежности территорий России подтверждаются исторически-правовыми хрониками, которые исходят из глубины ХI–ХIII вв., данные временные рамки вмещают трагические и познавательные походы русских первопроходцев, высокоширотные плавания норманнов, что подтверждалось естественным результатом открытия бескрайних горизонтов новых земель, по мере возможности включающие освоение, заселение. Уже в те далекие времена велись переговоры, подписывались международные договоры, регулирующие морские границы держав. Ярослав Мудрый с королем Норвегии Олафом Трюггвасоном определили границу по заливу Люнген-фьорд. Новгородский князь Юрии Данилович подписал Ореховский договор со Швецией в 1323 г., официально зафиксировав разграничение территории, и согласился на перенос границы к востоку, определив отправной точкой залив Варангер-фьорд. При подписании договора с Норвегией в 1326 г. подтвердилась законность границ, определенных Александром Невским в 1251 г., зафиксировалось прекращение норвежского промысла в восточных регионах, была письменно закреплена свободная торговля сроком 10 лет, разграничены географические сферы влияния. Стороны рассматривали земли и омывающие их морские воды как единое целое, район незамерзающего Баренцева моря, а также расположенные в нем острова архипелага считались землями Новгородской Руси. Дипломатические грамоты подтверждают, что охрану сухопутных рубежей, морских границ от набегов норвежцев осуществляли дружины Великого Новгорода. Обострившаяся конкурентная борьба за освоение Севера между Англией, Швецией и Россией заставляет в 1586 г. согласно Тявзинскому договору между Россией и Швецией закрыть все, за исключением Двинского (сейчас Архангельск), порты и запретить судоходство иностранным судам в приписанных водах. Судьбоносные указы Бориса Годунова 1601–1603 гг. заложили основу организации таможенных и пограничных служб с обязательным обеспечением их патрульными и транспортными судами. Вторая половина ХVII в. ознаменовалась интенсификацией различных связей с Европой, морской порт Архангельск не мог обеспечить перевалку, переработку грузов, доставляемых торговыми судами, что послужило поводом открыть доступ в другие порты Русской Арктики, данные действия оказали благоприятное воздействие на пополнение казны. Огромное значение для данных территорий сыграл указ Петра 1704 г., в котором были прописаны правила по режиму использования полярных морей, возводился промысловый запрет «вольным людям», особо строго иностранцам, кроме артелей князя Меньшикова и братьев Шафировых, которые могли вести рыбный промысел, а также им предоставлялись единоличные права на добычу морского зверя в водах, у побережья и на прилегающих островах Северного Ледовитого океана. Вступившая на престол Елизавета Петровна подтвердила все заявленные полномочия России в указе, изданном 11 марта 1753 г., в акваториях Северного Ледовитого океана, промысловые права передавались артелям графа Шувалова, продлялся запрет на любой вид мореплавания чужестранцам в Сибирь. Колоссальную роль сыграло появление юридических документов в ХIХ в., относящихся к регулированию режима полярных пространств России в северо-восточном регионе Арктического бассейна. Они послужили фундаментальной базой при заключении русско-американской (1824), а затем и русско-английской (1825) конвенций о торговле, мореплавании и рыбной ловле, были установлены границы на восток — от меридиана, проходящего через Нордкап, до меридиана 141 западной долготы. Резкое уменьшение северных территорий до современных границ произошло в результате недальновидной сделки по продаже Аляски.

Список литературы

1. Башмаков П.И. Первая Русская морская экспедиция к устью реки Оби (1734–1739 годов) и дальнейшее развитие мореплавания в устье сибирских рек / П.И. Башмаков // Северный морской путь : сборник статей по гидрографии и мореплаванию. Кн. ХII. / ответственный р
2. Грамоты Великого Новгорода и Пскова / под редакцией С.Н. Валка. Москва ; Ленинград : Издательство Академии наук СССР, 1949. 408 с.
3. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1-е. Т. 4 : 1700-1712 : [№ 1740-2619]. Санкт-Петербург : Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е.И.В. канцелярии, 1830. 881 с.
4. Сборник Русского императорского исторического общества : в 148 томах. Т. 38: Памятники дипломатических сношений Московскаго государства с Англиею / издано под редактрурой К.Н. Бестужева-Рюмина. Санкт-Петербург : Тип. В. С. Балашева, 1883. 443 с.
5. Собрание трактатов, конвенций и других актов, заключенных Россией с европейскими и азиатскими державами, а также с Северо-Американскими Соединенными Штатами. Санкт-Петербург : Морская тип., 1845. 138 c.
6. Устюжский летописный свод / подготовлено к печати и редакция К.Н. Сербиной. Москва ; Ленинград : Издательство Академии наук СССР, 1950. 127 с.
7. Шеломенцев В.Н. Правовой статус общественных объединений в Российской Федерации / В.Н. Шеломенцев // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2012. № 182. С. 114–123.
8. Шеломенцев В.Н. Формирование законодательства и эволюция взглядов российских ученых по проблемам соотношения государства и гражданского общества в первой четверти XX века / В.Н. Шеломенцев // Политика и общество. 2012. № 3 (87). С. 49–58.
9. Шеломенцев В.Н. Формирование законодательства о гражданском обществе в России на рубеже XVIII –XIX веков / В.Н. Шеломенцев // Политика и общество. 2013. № 1 (97). С. 4–16.
10. Энгельгарт А.П. Русский Север : Путевые записки / А.П. Энгельгарт. Санкт-Петербург : А.С. Суворин, 1897. 258 с.

Остальные статьи