Дата публикации: 29.08.2024

Договор поминутной аренды транспортных средств (каршеринг)

Аннотация

Трансформация общественных отношений, происходящая под воздействием цифровизации, а также интенсификация имущественного оборота способствовали формированию экономической модели совместного использования, которая нередко обозначается через призму английского термина «шеринг». Ярким примером такой модели стоит признать каршеринг, основанный на идее мобильности по требованию и являющийся прогнозируемой в будущем альтернативой личному транспорту. Предполагается, что в будущем автовладельцы, отдавая приоритет каршеринговому сервису, откажутся от владения автомобилем на праве собственности, что существенным образом ускорит городской трафик, освободит парковочные места, а также снизит антропогенную нагрузку на окружающую среду. Несмотря на распространенность каршеринга, особенно в крупных и курортных городах России, его федеральное правовое регулирование до сих пор не представлено: на сегодняшний день известен лишь региональный опыт такой регламентации. Вместе с тем в этой предметной сфере немало вопросов, некоторые из которых решаются силами правоприменительной практики. Ключевой вопрос, рассмотренный в данной научной статье, заключается в выборе договорной конструкции, которая могла бы стать адекватной моделью каршеринговых отношений.




Трансформация общественных отношений, происходящая под воздействием цифровизации, а также интенсификация имущественного оборота способствовали формированию экономической модели совместного использования, которая нередко обозначается через призму английского термина «шеринг». Для такой модели характерно преобладание арендных и иных аналогичных отношений над отношениями собственности, ограниченность во времени при пользовании благом, анонимность и т.п. Ярким примером экономической модели совместного использования стоит признать каршеринг, основанный на идее Mobility on Demand (в пер. с англ. — мобильность по требованию) и являющийся прогнозируемой в будущем альтернативой личному транспорту.

На сегодняшний день подавляющее большинство пользователей каршерингового сервиса являются автовладельцами. Предполагается, что в будущем автовладельцы, отдавая приоритет каршеринговому сервису, откажутся от владения автомобилем на праве собственности, что существенным образом ускорит городской трафик, освободит парковочные места, а также снизит антропогенную нагрузку на окружающую среду.

Термин «каршеринг» не имеет адекватного русскоязычного аналога, который мог бы его заменить без потери смысла. Видимо, по этой причине этот термин употребляется в актах стратегического характера. Так, «План мероприятий (“дорожная карта”) Национальной технологической инициативы “Автонет”» (далее по тексту также — План) предлагает легальную дефиницию каршеринга, квалифицируя его в качестве сервиса поминутной аренды автомобиля. Анализ Плана позволил нам убедиться в том, что законодатель исходит из представления о том, что каршеринг, байкшеринг и аренда электротранспорта находятся в одном понятийном ряду по причине общности существа возникающих при их использовании договорных отношений, именуемых поминутной арендой.

Отечественная нормативная платформа каршеринговых отношений, уже получивших практическое применение по крайней мере в крупных и курортных городах нашей страны, остается несформированной, что, безусловно, требует коррекции. В условиях отсутствия федерального законодательства, регулирующего каршеринг, стало формироваться региональное законодательство в этой предметной области. Так, в Постановлении Правительства Москвы от 31 августа 2011 г. № 405-ПП (далее по тексту — Постановление № 405-ПП) содержится легальная дефиниция каршеринга, под которым предложено понимать «краткосрочную (до 24 часов) аренду легковых автомобилей на основе поминутной тарификации физическим лицам для целей, не связанных с осуществлением такими физическими лицами предпринимательской деятельности».

Степень научной разработанности каршеринговых отношений остается крайне низкой: во многом это обусловлено и молчанием законодателя на этот счет. Анализ имеющихся по теме каршеринга публикаций позволил нам сформулировать ряд обобщающих выводов относительно этого сегмента общественных отношений.

Список литературы

1. Ананьева А.А. Договорное регулирование оказания услуг по управлению перевозками : диссертация доктора юридических наук / А.А. Ананьева. Москва, 2020. 424 с.
2. Белявский С.А. Каршеринг — борьба с заторами на дорогах / С.А. Беляевский // Материалы Международной научно-практической конференции «Строительство и архитектура — 2015: актуальные проблемы дорожно-транспортного комплекса». Ростов на-Дону : Ростовский гос
3. Бубновская Т.А. К вопросу о каршеринге: правовые аспекты / Т.А. Бубновская, Ю.Б. Суворов // Юрист. 2018. № 7. С. 32–36.
4. Бычков А. Поворкуем о коворкинге / А. Бычков // ЭЖ-Юрист. 2017. № 42. С. 10.
5. Дерюгина С.Р. Каршеринг и райдшеринг: к проблеме правовой природы договоров / С.Р. Дерюгина // Гражданское право. 2019. № 4. С. 20–23.
6. Кораев К.Б. Правовое регулирование каршеринга: научно-практический комментарий / К.Б. Кораев // Юрист. 2023. № 8. С. 39–44.
7. Погодина И.В. Каршеринг: проблемы правового регулирования и правоприменения / И.В. Погодина, И.О. Кирова, А.В. Ионова // Транспортное право. 2019. № 4. С. 15–18.
8. Соковиков М.О. Перспективы правового регулирования договора аренды (на примере специфичной формы проката — каршеринга) / М.О. Соковиков // Нотариус. 2019. № 6. С. 13–15.
9. Шестакова Е.В. Сложные вопросы изменений трудового законодательства в 2019 году / Е.В. Шестакова // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

Остальные статьи