Дата публикации: 29.08.2024

Ответственность пешеходов за ненадлежащее использование велодорожек

Аннотация

Актуальность исследования заключается в том, что в последние несколько лет преимущественно в больших населенных пунктах увеличивается количество велосипедных дорожек, а значит, возрастает число тех, кто может их использовать по прямому назначению. Среди велосипедистов, особенно опытных велолюбителей, а также профессиональных велоспортсменов отсутствует единое мнение о необходимости существования велодорожек. Однако по итогам проведенного нами опроса из 5 462 велосипедистов более 80% опрошенных отметили среди фактов, не устраивающих их в организации дорожного движения применительно к велосипеду, отсутствие надлежаще организованной велоинфраструктуры и, в частности, недостаточное количество велодорожек1 . Учитывая низкую культуру пешеходов, которые в условиях наличия велодорожек в населенном пункте становятся «соперниками» велосипедистов, последние сами подвергаются опасности и подвергают ею лиц, передвигающихся пешком по велосипедным дорожкам в нарушение ПДД РФ. Методам предотвращения возникновения опасности наступления вреда участникам дорожного движения применительно к обозначенным правоотношениям и посвящена данная статья.




В самом начале исследования автор статьи, являющийся велосипедистом с многолетним стажем, хотел бы с радостью констатировать факт того, что в настоящее время в нашей стране происходит тенденция пересмотра отношения к велосипедам: теперь данный вид педального транспорта используется гражданами не только для проведения досуга, но и в качестве удобного способа каждодневных перемещений.

В бочку с медом, к сожалению, придется добавить ложку дегтя: существующая велосипедная инфраструктура большинства населенных пунктов не подготовлена к увеличивающимся потребностям велосипедистов. «Чтобы создать комфортные и безопасные условия для всех участников движения, нужен системный подход к развитию велосреды, включая дорожки, парковки, аренду и мультимодальность — возможность легко менять способ передвижения».

Велодорожки и велополосы нужны, ведь их использование делает перемещение на велосипедах по ним удобнее и безопаснее. Однако в настоящее время невозможно провести анализ статистических данных по количеству существующих велодорожек, так как такой статистки на данный момент нет, а также отсутствуют единые требования, что и как считать. Например, в отчетах властей столицы можно увидеть цифру 850 км уже построенных велодорожек, по данным велосипедистов велосипедных дорожек проложено только 140 км. Просто чиновники посчитали не только велополосы и велодорожки в парках, но еще и автобусные полосы, перемещение по которым одновременно с общественным транспортом и такси является небезопасным для велосипедистов.

В большинстве населенных пунктах велоинфраструктура, если ее можно так назвать, хаотична, точечна, существует для видимости развития населенных пунктов в этом «популярном» направлении, а велодорожки представляют собой выделенные с помощью краски части тротуара небольшого метража в длину и ширину с неожиданным началом и концом в парках и на набережных. Очень редко руководство города при создании велодорожек использует другое покрытие, отличное от покрытия пешеходной дорожки.

В городах-миллионниках с каждым годом увеличивается количество проектов, нацеленных на развитие велоинфраструктуры, растет протяженность велодорожек, но проблем с использованием такого объекта велоинфраструктуры, как велодорожка, «вагон и маленькая тележка». Обозначим лишь некоторые из них: нехватка велодорожек, их неправильное расположение; недостаточная ширина велодорожки, которая мешает велосипедистам разъехаться со встречным велосипедом или обогнать впереди едущего; отсутствие постоянного ухода за существующими велодорожками; ошибки при планировании велодорожек (пересечение велодорожки с автобусными остановками; дорожка для велосипедов проложена прямо по середине пешеходной части улицы); отсутствие не только велопарковок с хорошим освещением и видеонаблюдением, но и просто достаточного количества велопарковок (велопарковки можно встретить на отдельных улицах в центрах крупных городов, но никаких стандартов на размещение велопарковок в городах нет) и т.д. Можно бесконечно перечислять проблемы с велодорожками… В существующем виде дорожки для передвижения велосипедистов приносят больше вреда, чем пользы. Если власть желает сделать велодорожки пригодными для использования, ей необходимо вложиться не только значительными денежными, но и временными ресурсами на решение перечисленных проблем.

Список литературы

1. Бурмич А.К. Перспективы развития велосипедных дорожек в городской среде / А.К. Бурмич, Н.Р. Степанова // Международный студенческий научный вестник. 2021. № 1. С. 62.
2. Щербинина И.В. Административно-правовые и иные методы возможного совершенствования безопасного использования велотранспорта в Российской Федерации / И.В. Щербинина // Legal Bulletin. 2022. Т. 7. № 2. С. 56–65.
3. Щербинина И.В. Особенности правового регулирования движения велосипедного транспорта по велосипедным дорожкам и велосипедным полосам движения / И.В. Щербинина // Транспортное право. 2023. № 2. С. 24–27.

Остальные статьи