Обеспечение орнитологической безопасности. Проблемы аэропортов, убытки авиакомпаний и мнение судов при разрешении споров
Аннотация
В статье рассматриваются проблема обеспечения орнитологической безопасности в районе аэропортов и ее влияние на безаварийную работу авиакомпаний. Авторами анализируется процесс формирования судебной практики по спорам, связанным со взысканием убытков с аэропортов, как с организаций, ответственных за обеспечение орнитологической безопасности полетов. Также проведен анализ складывающейся в настоящее время судебной практики рассмотрения арбитражными судами дел данной категории. Проведена оценка доказательной базы и даны рекомендации авиакомпаниям для дальнейшего отстаивания своих интересов в суде.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Транспортное право № 03/2024 |
Страницы | 4-8 |
DOI | 10.18572/1812-3937-2024-3-4-8 |
Произошедшие события, связанные с аварийной посадкой на кукурузное поле самолета Airbus A321 под Жуковским в Подмосковье, в очередной раз подтвердили необходимость обеспечения орнитологической безопасности полетов.
В письме Росавиации, датированным 2018 г. (Письмо Росавиации от 04.06.2018 № Исх-13636/02 «О контроле состояния орнитологического обеспечения полетов в аэропортах Российской Федерации»), было отмечено, что «в течение последних 10 лет отмечается тенденция увеличения как абсолютного, так и относительного (на 100 тыс. вылетов) числа инцидентов, связанных со столкновением воздушных судов с птицами».
При этом ведомством указано, что особая напряженность ситуации с орнитологическим обеспечением полетов наблюдается как в аэропортах, расположенных в средней полосе Российской Федерации и имеющих высокую загруженность (аэропорты Московского аэроузла), так и в аэропортах различных регионов страны (особенно южных) с меньшей интенсивностью полетов.
В вышеуказанном письме даны соответствующие рекомендации территориальным органам Росавиации в целях обеспечения и поддержания приемлемого уровня безопасности полетов.
Об актуальности орнитологической безопасности свидетельствует не только внимание к проблематике соответствующего надзорного органа в области гражданской авиации, но и наличие судебных исков о взыскании убытков при авиационных происшествиях и инцидентах, связанных со столкновением воздушных судов (ВС) с птицами, рассмотренных арбитражными судами.