Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере охраны окружающей среды в Арктической зоне Российской Федерации
Аннотация
Природоохранная прокуратура наряду с другими органами государственной власти обращают особое внимание на состояние окружающей среды в Арктической зоне Российской Федерации. Однако ситуация в этом регионе далека от нормальной. Результаты прокурорских проверок указывают на наличие многочисленных нарушений природоохранного законодательства в сфере недропользования, морского и речного транспорта, строительства, использования земель и их рекультивации, ликвидации накопленного ущерба в результате деятельности прошлых лет. Многочисленны случаи нарушения промышленной безопасности, отсутствует эффективная система управления отходами на территории Арктической зоны. Существенное влияние на исправление ситуации оказывает в Арктической зоне природоохранная прокуратура, которая осуществляет надзор за соблюдением экологического законодательства, предотвращает и пресекает экологические правонарушения, обеспечивает соблюдение требований к охране окружающей среды и природопользования.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Экологическое право № 04/2024 |
Страницы | 36-38 |
DOI | 10.18572/1812-3775-2024-4-36-38 |
В последние годы вышли работы, посвященные деятельности природоохранных прокуратур. Появились обзоры нормативных актов по данной теме. Научные институты и организации в мире прогнозируют дальнейшее изменение климата и риски для экосистемы и жителей Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ). Задача государства — совершенствование правовой и организационной природоохранной деятельности. 7 мая 2008 г. Генеральная прокуратура Российской Федерации приняла Приказ № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур». Надзором за соблюдением природоохранных правовых актов стали заниматься природоохранные следственные подразделения Следственного комитета Российской Федерации. В апреле 2019 г. Генпрокуратура создала отдельное управление по надзору за экологией и обращению с отходами. В январе 2019 г. был подписан Указ о создании единого мусорного оператора, компании «Российский экологический оператор». Оператор создает условия для реализации норм природоохранного законодательства при обращении с отходами. Тем самым он занимается реализацией национального проекта «Экология».
Одним из важнейших промышленных объектов АЗРФ, где наиболее наглядно проявляются проблемы природоохранной деятельности, является заполярный г. Норильск в Красноярском крае. В 1910–1920 гг. было открыто Норильское месторождение медно-никелевых руд. В 1935 г. ссыльные ГУЛАГа начали строительство градообразующего предприятия — Норильского горно-металлургического комбината и прикрепленного к нему поселения. В 1953 г. Норильск стал городом, а в 1960 г. были открыты еще два крупных месторождения медно-никелевых руд — Талнахское и Октябрьское. С 1989 г. Норильский горно-металлургический комбинат стал Заполярным филиалом Акционерного общества «Норильский никель». Он производит очень важные и востребованные для российской промышленности 85% российского никеля и кобальта. Норильск — это около 70% меди и более 95% металлов платиновой группы. В норильском промышленном районе добывают серебро, селен, теллур и серу. Горно-рудная и металлургическая промышленность оказывает сильное негативное воздействие на окружающую среду региона, загрязняет воздух. Задача — модернизировать производство, уделив внимание экологическим технологиям.
Норильск с 2018 г. входит в федеральный проект «Чистый воздух». В результате действия этой программы загрязнение атмосферного воздуха должно снизиться на 20%. По итогам 2021 г. 10% всех нарушений природоохранного законодательства было связано с предприятиями Норильска. После прекращения деятельности на территории бывших производств остаются отходы, которые надо убирать. В городе действует программа очистки территорий бывших промышленных комплексов и рекультивации земель. За реализацией программы надзирает прокуратура, нарушители несут административную ответственность. «Норникель» работает по Серной программе, цель которой — сокращение выбросов диоксида серы в Норильске на 45%. Комплексная программа предприятий «Норникеля» на «чистые» производства только в 2023 г. сократила выбросы в атмосферу на 900 тыс. т, а к 2025 г. будет сокращение более чем на 500 тыс. т.
Природоохранная прокуратура г. Норильска расследовала случаи грубых нарушений закона. 29 мая 2020 г. на территории ТЭЦ-3 в Норильске произошла утечка 20 тыс. т дизельного топлива. Источником утечки был поврежденный резервуар. В результате произошло загрязнение рек Далдыкан и Амбарная. После расследования Природоохранной прокуратуры г. Норильска 5 февраля 2021 г. было принято решение Арбитражного суда Красноярского края о взыскании с дочернего предприятия «Норникеля» — «Норильско-Таймырской энергетической компании» (НТЭК) — ущерба в связи с аварией на норильской ТЭЦ в размере 146,177 млрд руб.; в короткие сроки добились восстановления экологической обстановки в Норильском промышленном районе. На контроле прокуроров находилось надлежащее рассмотрение ранее принятых мер реагирования в связи с нарушениями законодательства о природопользовании, в том числе вопросы возмещения вреда, причиненного всем природным компонентам. Арбитражный суд Красноярского края частично удовлетворил иск Росприроднадзора о взыскании с НТЭК ущерба в связи с аварией на норильской ТЭЦ, природоохранная прокуратура выдвинула свои требования к реализации восстановительных мероприятий.